20 февраля. Великий пост. Литургии не положено. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

20 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Мы с вами продолжаем изучение Священного Писания и переходим к вопросу. Андрей спрашивает:

Почему Спаситель запрещает прикасаться к Себе по воскресении Своем Марии Магдалине: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. А иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 16–17)?

Я как-то уже признавался в прошлом году, что история о встрече Воскресшего Христа и Марии Магдалины является одним из моих любимых эпизодов в Евангелии от Иоанна. И мне радостно вновь вернуться к этому рассказу:

20.11. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,

20.12. и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

20.13. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

20.14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

20.15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

20.16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель!

20.17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

(Ин. 20, 11–17)

Событие, описанное в этом отрывке, происходит в час глубочайшего отчаяния Марии Магдалины. Она, свидетельница небывалых чудес, верная последовательница Христова, не отошедшая от Него и в момент распятия и видевшая место захоронения своего возлюбленного Учителя, стоит теперь на коленях у пустого гроба.

Она в силу сложившейся традиции не могла присутствовать при погребении, и единственная возможность проститься с Иисусом для Магдалины, как и для других женщин, открывалась в момент принесения благовонных масел в гроб усопшего и молитвы над телом. Но гроб оказался пуст. Ее лишили и этого.

Придя впервые ко гробу Спасителя и видя, что камень отвален от гроба (Ин. 20, 1), Мария бежит к апостолам Петру и Иоанну. Именно Магдалина сообщает им, что гроб пуст, и тут же выдвигает версию, что тело Учителя украли или перезахоронили. Не веря, что такое могло произойти, Петр и Иоанн побежали к гробнице и убедились в том, что Христа там не было, но увидели лежавшие отдельно друг от друга пелены и сложенный плат, в которые было некогда завернуто тело Иисуса.

Евфимий Зигабен замечает: «Эти обстоятельства служили несомненными признаками Воскресения. Если бы кто-либо перенес тело Иисуса Христа в другое место, то не обнажал бы его, и если бы кто-либо похитил, то не заботился бы о том, чтобы еще сложить как следует плат и положить его на едином месте, то есть не на том, где были положены погребальные пелены, – а перенес бы или похитил бы тело так, как оно лежало, потому что он не тратил бы столько времени на совершенно лишнее дело, боясь быть пойманным на месте преступления и подвергнуться сильнейшему наказанию. Кроме того, смирна, с которой было погребено тело Иисуса Христа, весьма клейкое вещество, и она, конечно, очень крепко приклеила к Нему погребальные пелены, так что нельзя было и оторвать их. Поэтому-то пелены были положены отдельно одна от другой и плат был тщательно свернут, чтобы мы знали, что Иисус Христос воскрес».

В то время как апостолы возвратились обратно, Магдалина осталась у гробницы. Всматриваясь в ее пустоту, через слезы она видит двух ангелов, которые спрашивают о причине ее горя. И она отвечает им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13).

Читая данный отрывок, каждый раз поражаюсь, что Марию это явление ничуть не смутило. Все ее чувства, весь ее разум были со Христом. И это не просто тоска о дорогом человеке – это отчаяние. Отчаяние, в котором человек перестает понимать реалии окружающего мира.

Ангелы были посланы для того, чтобы ободрить Марию, ведь за ее спиной стоял Сам Воскресший Христос. Но она, непрестанно следовавшая за Ним, слушавшая и внимавшая каждому Его слову, не узнала Его голос и, более того, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). Вот каким было отчаяние этой женщины!

Вся картина этой встречи меняется в секунду, когда Господь обращается к ней по имени: «Мария». Одно обращение по имени приводит Магдалину в чувство, и она с радостью бросается к ногам своего возлюбленного Учителя. Но Спаситель просит: не прикасайся ко Мне (Ин. 20, 17).

Александр Павлович Лопухин так поясняет эти слова: «Вероятно, Мария в неожиданной радости бросилась к Христу, чтобы схватиться за Его ноги. Только этим и можно объяснить обращенные к ней слова Христа: не прикасайся ко Мне (точнее, не берись за Меня, не удерживай). Причина, по которой Христос воспрещает Марии обнять Его ноги, заключается в том, что Он еще не восшел к Отцу.

Отныне Спаситель уже не будет со Своими учениками постоянно, теперь Ему предстоит взойти к Отцу. Он должен занять подобающее Его Божественной природе место одесную Отца, вознеся на небо в Самом Себе всего Человека, освященного благодатью Божией.

Но покуда Мария удерживает Спасителя, она и сама не может стать частью промысла Божия, который заключался в благовестии Евангелия Царства Небесного. Покуда человек сосредоточен на своей боли или радости, он никогда не сможет увидеть боль и радость других людей. Цель Христа – освободить Марию от нее самой, открыв мироносице весь мир в Боге.

Эти слова Господа: не прикасайся ко Мне (Ин. 20, 17) – звучат и для нас с вами, дорогие братья и сестры, если мы делаем это с эгоистическими целями. Если наше желание быть со Христом исключает общение с другими людьми – мы удерживаем Спасителя в нас самих, не давая возможности действовать Богу через нас.

Будем же стремиться к тому, чтобы не удерживать Христа в нашей жизни, а напротив, жить в Нем, открывая себя для служения миру.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы