2 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

2 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня ответим на два вопроса.

1. Скажите, по какому принципу распределены евангельские и апостольские чтения в течение года? Ольга Резянова

История евангельских зачал берет свое начало с первых веков формирования христианского богослужения.

Зачало – это фрагмент текстов Евангелия или Апостола, которые читаются за богослужениями.

Первоначально христиане собирались для богослужения в субботние и воскресные дни, именно тогда было положено начало субботним и воскресным евангельским зачалам. Субботние чтения были направлены на правильное понимание почитания субботы, на примере чудес и пояснений Спасителем закона о священном дне. Воскресные зачала несут в себе поучения Господни о Царстве Божием, особенно в притчах, и действии Бога в мире через Иисуса Христа посредством чудотворения.

С установлением Господних, Богородичных праздников и дней памяти особо чтимых святых Церковь определила и для этих событий особые евангельские зачала – праздничные. Также были установленные особые чтения за богослужениями Святой Четыредесятницы и Страстнóй седмицы. Таким образом сформировался важный костяк евангельских отрывков, который и поныне существует в современной практике.

Но стоит отметить, что до появления общежительных монастырей в Церкви не существовало практики ежедневного богослужения. Христиане собирались для общей молитвы в субботние, воскресные, праздничные дни и Страстнýю седмицу. С установлением ежедневных богослужений появились и дневные зачала, которые были составлены из тех евангельских отрывков, которые не вошли в состав субботних, воскресных или праздничных зачал. Так сформировался годовой круг богослужебных чтений.

Данный годовой круг нашел свое отражение в так называемых евангельских столбцах. Они всегда печатаются для удобства в конце богослужебного Евангелия. Начинаются они с Пасхального евангельского зачала, а оканчиваются указанием на евангельское чтение в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье).

Но на этом трудности формирования ежегодного порядка богослужебных чтений не заканчиваются. Дело в том, что начало и конец евангельских столбцов зависят от дат Пасхи прошедшей и грядущей. Так как дата Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю), то и количество недель от прошедшей до грядущей Пасхи – всегда разное.

Чтобы решить задачу с разным количеством седмиц в пасхальном году, Церковь разделила евангельские столбцы на две части: от Пасхи до Недели по Воздвижении и от Недели по Воздвижении до Недели о мытаре и фарисее.

Если Пасха была ранней, то после Недели по Воздвижении повторяются евангельские зачала, прочитанные ранее, – обычно за одну или две недели. Если Пасха поздняя, то евангельские зачала одной или двух недель вовсе опускаются – это называется «преступка».

Также есть особенности, если следующая Пасха – поздняя. Тогда такая же вставка или преступка делается перед Неделей о мытаре и фарисее, дополняя или сокращая количество седмиц до подготовительных недель к Великому посту.

2. Подскажите, пожалуйста, какую литературу надо почитать чтобы понимать лучше Евангелие, чтобы лучше ориентироваться. Заранее благодарен. Сергей Бондарь

Книги Священного Писания были написаны людьми, но в синергии, то есть в соработничестве с Духом Святым. А значит, и пониматься должны не иначе, как в благодати Божией. Именно поэтому для понимания Евангелия мы обращаемся к рассуждениям признанных авторитетов Церкви, явивших миру чистоту своей веры.

Есть две формы изучения Священного Писания. И две эти формы, подобно двум крыльям, возносят нас на высоту понимания Евангелия.

Первое – это герменевтика. Греческое слово, которое переводится как «искусство толкования». Как правило, толкованием текстов Священного Писания занимались грекоязычные отцы Церкви, такие как Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен. Для них тексты Нового Завета были понятны, так как первоначально и писались на греческом. Поэтому их целью было донести скрытый смысл и аллегорически перенести понятия древности в уклад быта современных им людей.

Но нам, живущим в других реалиях, требуется больше усилий для понимания текста. Тем более, что читать его в оригинале мы, зачастую, не имеем возможности. Поэтому нам на помощь приходит еще одна наука – экзегетика.

Это наука о извлечении смысла из самого текста посредством многих смежных наук, таких как история, география, археология и филология.

К примеру, среди авторов-экзегетов или авторов комментариев к Новому Завету стоит отметить святителя Феофана Затворника, Александра Павловича Лопухина, Бориса Ильича Гладкова, архиепископа Аверкия (Таушева). По сути, они стали классиками в русской библейской науке.

Немало и современных авторов, чьи труды мы также должны отметить. Это и епископ Василий (Родзянко), и архимандрит Иануарий (Ивлиев). Также Валентина Николаевна Кузнецова и многие другие исследователи, имена которых встречаются на страницах научных богословских журналов и чьи лекции и книги можно встретить в специализированных магазинах.

Стоит отметить, что немало встречается и инославной литературы с комментариями на тексты Нового Завета. Насколько они могут быть полезны православному христианину – судить сложно. Одно дело, если человек имеет навык чтения Писания и знает православное богословие, чтобы уметь различать святоотеческую традицию Православной Церкви от еретических учений. Другое дело, если человек еще только-только встает на пути к изучению Слова Божия.

Но так или иначе, читать или не читать инославную литературу каждый православный христианин должен решать исключительно со своим духовным наставником.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы