2 июня. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?

2 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 25; глава 5, ст. 1 - 13

 

 

25. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

 

1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

 

2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

 

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

 

4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

 

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

 

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

 

7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

 

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

 

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

 

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

 

11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

 

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

13. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

 

(Мф. IV, 25 - V, 13)

 

 

Это известнейший отрывок из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, который мы слышим за каждой Божественной литургией во время пения антифонов. Это заповеди, которые нам дает Господь, и которые называются заповедями блаженств. Кроме евангелиста Матфея, их передает и евангелист Лука, но в несколько сокращенном виде.

 

Нагорная проповедь не была произнесена за один раз. Если посмотреть на Евангелие от Матфея, то она занимает несколько глав и в ней говорится о многом: рассматриваются отношения между людьми и Богом и многое другое, о чем будет идти речь фактически на протяжении всей наступившей седмицы. Если в целом охарактеризовать Нагорную проповедь - это конспект многих проповедей, который делает для нас евангелист Матфей, сосредотачивая наше внимание на принципиальных моментах учения о христианской жизни.

Сегодня мы постараемся очень кратко разобрать заповеди блаженств, понимая, что каждая из них содержит в себе глубочайший и величайший смысл, поэтому мы можем рассмотреть их лишь образно.

 

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».  Само слово «блаженство» несет в себе очень важный смысл. Господь приветствует и перечисляет качества и свойства существования людей, которые уже здесь обрели блаженство и будут блаженны в будущей жизни. Блаженство не земное счастье, которое легко потерять, но иное, внутреннее состояние, которое не подвержено никаким влияниям извне. Величина блаженства не в том, что это видение какой-то будущей красоты или обетования будущей славы, в том, что это реальность, с которой мы сталкиваемся и приобретаем уже в нынешней жизни. В нем уже отражается блаженство будущей жизни, которое мир отнять не может. Надо вспомнить слова Христа, которые относятся к последней заповеди: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих погубить».

 

Мы приобретаем блаженство будущей жизни, устрояя свое внутреннее существо, и начинается оно с самой первой заповеди, которая открывает нам дверь и путь в Царство Небесное. Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».  То есть блажен человек, который осознает свою абсолютную беспомощность в этом мире и уповает только на Бога. «Нищета духовная» противопоставляется гордости - своими силами я ничего сделать не могу. Гордость - начало всякого греха. Начало же блаженства и Царства Небесного - принятие и понимание своей немощи в этом мире, с этого нам открывается духовный путь: без Божией помощи я в принципе не могу ничего сделать. Если же я говорю, что могу что-то сделать сам, в этом проявляется мое состояние, противоположное данной заповеди.

 

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».  Понятно, что здесь речь идет о качествах человеческого сердца, и скромность - это осознание своей немощи. Приведу небольшую цитату из книги Чисел, где говорится: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». История показывает нам, что величия достигали люди, способные управлять своими страстями, порывами и инстинктами. Кротость по-настоящему открывает для нас величие будущей жизни.

 

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Под правдой мы можем разуметь Самого Христа, который говорит, что Он есть путь, истина и жизнь. Истина же и есть правда. Если мы жаждем Христа, подобно человеку, который хочет утолить свою жажду или голод, Господь даст нам это насыщение.

 

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».  Понятие милостыни проходит через весь Новый Завет. Милостыня - то, что заключено в христианской жизни. Евангелие настаивает, что если мы хотим получить прощение, то должны прощать сами, то есть быть милостивыми.

 

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».  Чтобы видеть Бога, нужно очистить свое сердце. Господь всегда призывает нас к этому, это золотая истина Евангелия. Если мы хотим видеть Бога, наше сердце должно быть очищено. Если Он не открывается нам, надо подумать, насколько мы погрязли в своих грехах и страстях.

 

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Если ты создаешь правильные отношения между людьми, то наречешься сыном Божиим. Господь приносит людям мир, мы это понимаем, если хоть иногда открываем книгу Священного Писания.

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах [...]».  Страдания за веру - путь к самому близкому общению со Христом, это мученичество, а кровь мучеников - основание Церкви Христовой. Страдание или мученичество за веру Христову оказывается неизбежным, потому что истина всегда обличает человеческую совесть, и поэтому многие хотят покончить с ней, отчего и происходит эта борьба.

 

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?»  Этот образ ясен: слова «соль земли» Господь относит к каждому христианину. Древние использовали соль в двух случаях: для придания вкуса пище, без которой она пресная и невкусная, и для сохранения пищи - консервации. Иными словами, Христос говорит: «Этот мир пресный, он уже устал от всего» ( достаточно вспомнить, как жила Римская империя до христианской проповеди). Господь дает этому миру настоящий смысл, чтобы он не испортился и не пропал, подобно мясу, которое может протухнуть без соли.

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать