19 февраля. Великий пост. Литургии не положено. Начало цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

19 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, в первый день Великого поста, мы начинаем цикл программ, в которых будем вместе искать ответы на интересующие вас вопросы по текстам четырех Евангелий.

Первый вопрос задает Александр.

В Евангелии от Иоанна, глава 8, стих 31 и далее, говорится: Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям... Далее, после долгих словопрений, в 59-м стихе: Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него…

То есть хоть они и были, как сказано выше, в Него уверовавшие, но внезапно захотели побить Его камнями. Это значит, что вера в этом споре в Него у них исчезла или ее и не было?

Евангелие от Иоанна является одним из самых сложных для понимания. В отличие от других евангелистов (Матфея, Марка и Луки), автор не стремился раскрыть читателю время земного служения Спасителя в хронологическом порядке, как это делали другие – соблюдая правила повествования, выстраивая и воспроизводя детали как можно точнее.

Иоанн Богослов ставит целью явить миру богословие Христа, а поэтому зачастую делает так называемые «поэтические вставки», для усиления восприятия читателем описываемых событий.

Так и в обозначенном в вопросе отрывке. Вначале Иисус открывает окружавшему Его народу Свое сыновство Богу Отцу, указывая на то, что Он есть свет миру (Ин. 8, 12), затем говорит, что Он не от этого мира, а от вышнего мира (Ин. 8, 23). И заканчивается разговор Христа с иудеями словами о единстве Иисуса с Отцом Небесным и что первый исполняет всегда волю последнего. Эти слова не могли не затронуть сердца иудеев, ожидавших Помазанника Божия, именно поэтому евангелист пишет: Когда Он говорил это, многие уверовали в Него (Ин. 8, 30). Но что это была за вера?

По всей видимости, эта вера проявилась на словах. Люди стали соглашаться со словами Господа. Они уверовали, потому что Спаситель говорил без доли сомнения и мудро, так, как это мог делать только человек, знание которого от Бога. Да и Сам Бог свидетельствует через дела Иисуса. То, что Он делал, мог делать только человек, с которым Бог.

Но для писателя важен не просто факт веры, а само понимание веры – как проявление доверия Христу. Без этого доверия невозможно принять слова Господа как Истину. И были те, которые приняли, – ученики Спасителя. Но вера большинства оказалась шаткой. Восхищенные одной мыслью, они оказались возмущенными другой:

8.31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

8.32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

8.33. Ему отвечали: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: Сделаетесь свободными?»

(Ин. 8, 31–33)

Тема о свободе – больная тема для иудеев времен Христа. Несмотря на то, что иудеи в своей истории побывали и в вавилонском плену, и в рабстве в Египте, да и в тот момент находились под игом Рима, они высоко ценили свободу и считали ее врожденным правом каждого иудея.

Историк Иосиф Флавий писал о последователях Иуды Галилеянина, который возглавил восстание против римлян: «У них нерушимая привязанность к свободе, и они уверяют, что только Бог может быть их единственным Вождем и Господом».

Когда иудеи сказали, что они никому не были рабами, они выражали не что иное, как кредо своего народа. Малейший намек иудею на то, что он может считаться рабом, всегда рассматривался как очень сильное оскорбление.

Но Иисус говорит о другом виде рабства. Всякий, делающий грех, раб греха (Ин. 8, 34). Сократ спрашивал: «Как можете вы называть кого-то свободным, когда удовольствия правят им?»

Дело в том, что человек, который грешит, не живет, как ему угодно, он живет, как угодно греху. Человек может позволить привычке так поработить его, что никакая сила не освободит его. Он может позволить удовольствию захватить его в такой полноте, что ему будет казаться, что он не может обойтись без него. Вот это и есть суть слов Иисуса Христа. Кто грешит, не может быть назван свободным.

В этот момент вера многих пошатнулась. Они осознали, что Иисус не собирается поднимать восстание и освобождать израильский народ от тирании Рима. Что он предлагает не политическую модель для общества, а духовную. И более того, умаляет то, что иудеи свято хранили на протяжении веков, – родословную. Многие считали, что одного родства по плоти с Авраамом будет достаточно для вхождения в Царство Мессии.

К примеру, Иустин Мученик, в беседе с Трифоном об иудаизме, услышал такое заключение: «Вечное царство будет дано тем, кто является семенем Авраама по плоти, даже если они были грешниками, неверующими и противниками Богу».

Но Господь утверждает обратное: Если бы вы были дети Авраамовы, то дела Авраама делали бы (Ин. 8, 39). Сама жизнь человека делает его причастным к Царству Божию, а не родство по плоти.

Но все эти слова Спасителя явили в очередной раз духовную слепоту иудеев. Они не смогли понять духовный смысл сказанного Христом, воспринимая все по-глупому буквально. И Иисусу не оставалось ничего другого, как явить Себя. Объявить о том, кто Он такой: прежде, нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58). Именно эти слова заставили иудеев взять в руки камни.

Я есмь или Аз есмь – это то имя, которое открыл Бог Моисею при Купине. По сути своей Иоанн Богослов этими словами пытался подвести итог всей речи Господа – Он Бог. И Он пришел в мир исправить человека, научить Истине, освободить по-настоящему.

Иудеи же, в свою очередь, искали не Бога, а политического лидера-освободителя, поэтому с легкостью схватились за камни, обвинив Сына Божия в богохульстве.

К сожалению, в нашем обществе часто происходит нечто подобное описанному в 8-й главе Евангелия от Иоанна. Если заговорить о Боге, о любви, о вере – многие признают себя верующими христианами. Но стоит только заговорить о грехе, о личной ответственности за свои поступки, как тут же остановят, ссылаясь на тайну личной жизни и свободу совести.

Общество готово гордиться достижениями прошлого, восхвалять падших героев, гордиться своей историей, при этом не прикладывая даже усилия, чтобы последовать всем этим примерам в своей жизни сегодня, в свое время.

Мы не сможем войти в Царство Божие по заслугам других, подобно тому, как не сможем убить Бога, кидая в небо камни. Камни нужно утаптывать в землю, а в небо посылать молитвы.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы