19 августа. И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет

19 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 17, ст. 1 - 9 

1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

(Мф. 17, 1-9)

 

Господь поднимается на гору Фавор с Петром, Иаковом и Иоанном. Может возникнуть вопрос, почему остальные девять учеников остаются внизу? Причин может быть несколько. В первую очередь, названные ученики являются на тот момент более близкими ко Христу, не потому, что как-то по-человечески более угождают Ему, а вследствие того, что их внутреннее, духовное состояние делало их наиболее способными быть свидетелями чуда Преображения.

Господь прежде Своих страданий, прежде смерти и славного Своего воскресения, являет им Божественную славу, причем, как мы видим, она касается не только духа человека Иисуса, не только Его души, но и тела. Более того, даже одежда, вещь материальная, принимает нетварный Божественный свет. Здесь нам отчасти открывается тайна, касающаяся смысла существования всего мира. Святые отцы говорят о том, что Бог желает, чтобы весь мир пришел к состоянию обожения, принял Божественную благодать и славу.

Итак, Господь берет с Собой на гору трех названных учеников как наиболее способных принять участие в этом событии. Для нас здесь открывается очень важная вещь: если ты желаешь быть причастником Божественного естества, видеть Божественный свет, быть присущим жизни Божественной, ты должен быть способен к этому, настроить себя соответствующим образом. Как это можно сделать? Святая Церковь в течение двух тысяч лет непрестанно дает нам уроки на примере жизни святых людей, их творений, поучений, воспоминаний - как надо жить, чтобы святость, единение с Богом стало для человека естественным.

Существует также мнение, что Господь не берет других апостолов потому, что Иуда Искариотский был недостоин этого, но чтобы, будучи оставленным одним внизу, он не был ввергнут в страшнейшее отчаяние уныния, Господь оставляет большинство учеников. Не будем гадать далее, раз Спаситель решил так, значит так и нужно. Но слова о том, что человеку необходимо непрестанно готовить себя к встрече с Богом, касаются каждого из нас.

«... И возвел их на гору высокую одних» - Господь символически показывает, что для того чтобы встретиться с Богом, надо оторваться от земли, оставить все земное внизу: все свои попечения, бесконечные заботы, чтобы ум и сердце пришли в состояние тишины и покоя, именно тогда оно будет способно встретиться с Богом. Когда же человек постоянно мучается заботами, он не может увидеть Бога в своей земной жизни.

«... И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» . Господь таким образом являет будущее человека, показывая, что он способен быть в таком сиянии. Подтверждение данных слов мы также можем видеть у святых. Наиболее известный пример - преподобного Серафима Саровского. Можно вспомнить его беседу с Мотовиловым о смысле христианской жизни, во время которой был момент, когда батюшка Серафим сиял, как солнце, перед учеником своим, и тот видел и засвидетельствовал это. Мы видим, что человек действительно способен не исчезнуть, не раствориться, но пребывать в благодати Божией. Более того, святые отцы учат тому, что это состояние вообще естественно для человека, и он должен однажды прийти в него, восстановиться, чтобы быть способным встретиться в своем сердце с Богом.

«...Одежды же Его сделались белыми, как свет» . Это означает, что и мир, грубый, материальный, так же способен быть вместе с Богом, и Бог желает, чтобы он был просвещен. Апостол Павел говорил, что когда Господь придет, Христос будет во всяческих, то есть весь мир будет исполнен Божественной славы.

«И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» . Тоже важное событие, которое показывает нам многое. Во-первых, то, что смерти как исчезновения не существует: Моисей принял телесную смерть, но мы видим, что его дух и душа смертью не уничтожаются. Илия был взят живым на небо и тоже является здесь. Смерти нет, и не надо верить тем, кто говорит, что после смерти умирает душа человеческая и человек исчезает.

Явление Моисея и Илии было очень важным для учеников Христовых, так как это два наиболее почитаемых пророка для всякого иудея. И они приходят поклоняться Христу, показывая тем самым, что учили свой народ тому, что именно Иисус из Назарета есть Тот Самый обещанный через пророков Мессия.

Далее описывается состояние Петра, Иакова и Иоанна, которые переживают действительно райское наслаждение и райскую радость: «Хорошо, Господи, нам здесь быть! Давай здесь и останемся!» Мы видим то самое состояние счастье, о котором мечтает каждый человек - пребывание в Божественной славе, Божественном свете.

Далее происходит явление Бога Отца: «... облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» . Непосредственно открывается воля Божия, Бог Отец вновь указывает на Сына Своего, на то, что мы должны слушать именно Его, Его повеления и заповеди. Поэтому всякие разговоры о том, что придет кто-то еще (как, например, учат мусульмане о Мухаммеде) не соответствуют Божественному Откровению.

Ученики от страха падают, а когда поднимают свои лица, видят только Иисуса, это говорит о том, что именно на Него, а не на Моисея и не на Илию, указывал Бог Отец. Господь успокаивает их: «Встаньте и не бойтесь». Действие благодати Божией всегда успокаивающее и умиряющее сердце.

Господь запрещает ученикам говорить об увиденном, дабы не было лишних разговоров и непонимания среди людей. Апостолы удостоились видеть Христа как Бога непосредственно глазами, а не только очами веры. Другие люди этого сделать не могли, соответственно не приняли бы и не поняли слова Христа, либо неправильно поняли слова о том, что Он есть Бог, поэтому Господь и запрещает ученикам свидетельствовать об этом.

Благословение Господне да пребывает со всеми нами!

Священник Анатолий Куликов 

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать