18 марта. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

18 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 26 - 38.


Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В прошлой передаче речь шла о благовестии Захарии в Иерусалимском Храме о рождении Иоанна Крестителя. Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки глава 1, стихи с 26-го по 38-й, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26 – 38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление Ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника Ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже много.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в Доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же Ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнуты с самого начала, а весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о Ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Но все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение было возвещено в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о Ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда Ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елизаветой препятствием для рождения была ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним из прошлой передачи, из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1,28). С таким приветствием обращается Ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески, вполне возможно, что греческое слово «ха́йре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растерянна и полна смятения, вызванного и явлением Ангела и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешу́а, что, вероятнее всего, переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от Ангела, каким великим будет Ее Сын, Мария задает естественный вопрос: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34). Этот вопрос и прост и труден для понимания. Мария не может понять слова Ангела, так как Она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же Она так удивлена? Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах мужа не знаю. «Знать» от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Некоторые считают, что Дева Мария дала обет вечного девства и Ее слова нужно понимать не иначе как «не буду знать мужа». Но в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины.

Согласно еще одной точке зрения глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова Ангела как Ее фактическое состояние беременности.

Ангел отвечает ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых затем рождались «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «ру́ах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученый считают, что Пантер – это искаженное греческое слово «парте́нос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось да и вряд ли получится выразить свою веру, так как это сделала Дева Мария.

 

Вопрос, на который сегодня хотелось бы дать ответ звучит так: «Что сказать сектантам в ответ на цитату из Евангелия “Отец мой более Меня”?» (Роман Тунев).

Это цитата из Евангелия от Иоанна, глава 14, стих 28. Так она звучит в контексте: Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

Не скрою, что ответ я нашел у Александра Павловича Лопухина, который пишет, ссылаясь на толкование данных слов Спасителя святителями Афанасием и Кириллом Александрийскими, а так же блаженным Августином. Эти отцы считали, что в данных словах Господь сравнивает Свое состояние как Богочеловека с той славой, в которой пребывает Бог Отец. Здесь, на земле, Христос подвергался унижению – Бог Отец, пребывающий в вечной славе, унижен быть не может.

Также стоит отметить и естественность слов Христа, так как сыновство всегда сопряжено со смирением и подчинением воли Отца.

Ни в коем случае нельзя допускать мысли, что эти слова Спасителя могут трактоваться как указание на то, что Он не являлся по Своей природе Богом, а только был человеком или каким-то иным «высшим созданием».

Но человеку, который находится в глубоком заблуждении, не всегда можно все объяснить и донести до его сердца Истину. В таких случаях, как заметил однажды преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Софроний: «Если твои доводы не доходят до человека, лучше поступить по слову пророка “удались от зла и сотвори благо”». Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать