18 августа. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним

18 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 16 - 22 

16. Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке чинивших сети;

20. и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21. И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

(Мк. 1, 16-22)

 

Этот небольшой евангельский отрывок хорошо известен нам под названием «Призвание первых учеников». Господь призывает апостола Симона, который в дальнейшем будет именоваться Петром, его брата, апостола Андрея, и двух братьев Иакова и Иоанна. Все эти четыре человека были самыми обычными людьми, рыбаками. Удивительно, что Господь призывает на величайшее дело проповеди Евангелия самых простых людей. Более того, если внимательно посмотреть на всех двенадцать апостолов, то среди них есть даже противоречащие друг другу фигуры: мытарь Матфей, сборщик налогов, в понимании всех иудеев предатель, и Симон Зилот, то есть принадлежавший к партии зилотов, патриотов, готовых на всё ради своей веры и нации. Если бы они не были объединены Христом, а столкнулись бы где-то в другом месте, для одного из них это закончилось бы трагедией.

Первые четыре апостола были рыбаками, и Господь призывает их не в самое простое для них время. Призвание совершается не в храме или уединенной молитве, а в тот момент, когда они выполняли свои обычные дела: одни чинили сети, другие закидывали их в море и ловили рыбу. Христос появляется неожиданно и говорит: «Следуйте за Мною, Я сделаю вас ловцами человеков». Для себя мы можем сделать вывод, что Господь так действует в нашей жизни, что не требуется каких-то особых поисков и сверхъестественных явлений: Он может призвать нас через самые простые вещи, самых обычных людей, которых мы встречаем в нашей жизни. Более того, нам попадаются не те люди, которых мы бы хотели видеть рядом с собой, но те, которые делают нас лучше. Через все это мы должны видеть Божественный спасительный Промысл, который проявляет Господь по отношению к каждому из нас.

Христос призывает в апостолы самых обычных людей, чтобы совершить великое дело явления миру благовестия о спасении. Он не призывает книжников, блестяще знающих все науки, которые помогли бы им в совершении такого дела, но рыбаков, потому что сердце простого человека откликается на призыв Божий мгновенно. Мы обращаем внимание, как легко оставляют они свое привычное дело и идут за Христом. По-видимому, раньше они уже видели и слышали Его, но то, как мгновенно они откликаются на призыв Божий, является для нас примером. Они не рассуждают о том, что от них потребуется или какая их ожидает участь. Это только начало пути Христова, хотя после Он будет много говорить о страданиях Своих и тех, кто следует за Ним: «Будете гонимы, преследуемы и убиваемы, но наследуете Царство Небесное», и это их не останавливает.

Мы должны обратить внимание и на то, как Господь призывает учеников. Он не говорит, что у Него есть какая-то теория или рассуждения о том, каково будет Царство Божие, но говорит: «Следуйте за Мной и я сделаю вас ловцами человеков». Он предлагает им не какие-то глубокие рассуждения, а дальнейший труд и реальное движение к Богу через преодоление в конечном счете себя самого, и они с готовностью откликаются на это.

В 19-м стихе мы читаем о призвании Иакова и Иоанна, которые также были в лодке и чинили сети. «И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним». У нас может возникнуть некоторое сомнение, насколько правильно то, что они так легко оставляют своего отца, ведь мы знаем заповедь «чти отца своего и мать». И наверняка отец был уже в глубоком возрасте. Толкователи Писания по-разному рассматривают этот отрывок. Одни говорят, что презреть ради Христа все, что противится Ему в нашей жизни, мы обязаны. Известна фраза Спасителя «Тот, кто со Мной не собирает, тот расточает». Был ли направлен призыв и к самому отцу Зеведею, противился ли он этому, евангелист Марк умалчивает. Могли ли они тогда знать, что этот призыв будет длиной во всю оставшуюся жизнь, тем не менее они оставляют все и идут за Христом.

В соборных посланиях апостолов Павла и Петра можно найти несколько мест, где косвенно затрагивается тема отношений христианина к близким и окружающим людям, не являющихся христианами. Назидания апостолов обращены к семьям, в которых жена принимала христианство, а муж оставался язычником. Например, апостол Петр говорит: «муж не освящается ли женой-христианкой», то есть нет необходимости уходить от брака, а надо терпеть, смиряться и нести крест Христов. В случае с сыновьями Зеведеевыми мы не можем однозначно сказать, что они поступили так, потому что отец препятствовал им или как-то выражал негодование, и, бросив его в лодке, они уходят за Христом. Это не так, но тем не менее многие толкователи Писания говорят здесь именно о том, что мы можем оставить все, что мешает нам двигаться ко Христу.

«И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» . Книжники учили на основании закона, цитат и высказываний известных раввинов. Может быть, на фоне такого обращения книжников к народу слово Спасителя поистине выглядело как власть имеющего, ведь Он говорил от Самого Себя, ибо Он и был сын истины и истинный Сын Божий.

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать