18 апреля. Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца

18 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 5, ст. 17–24. 

 

5.17. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

5.18. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

5.19. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

5.20. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

5.21. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

5.22. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

5.23. дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

5.24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

(Ин. 5, 17–24)

 

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

После исцеления расслабленного в субботу враждебно относящиеся ко Господу иудеи, под которыми евангелист Иоанн обычно подразумевает фарисеев, саддукеев и иудейских старейшин, приступили ко Христу с замыслом убить Его за нарушение субботы. По-видимому, они подразумевали слова из священных книг Моисея о почитании субботы:

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих (Исх. 20, 10).

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Суббота Божия стала для Бога успокоением только от дел творения, а заниматься делом промышления о сотворенном мире Бог не переставал никогда. А отсюда следовало, что и тот покой, который, по требованию закона Моисеева, евреи должны были сохранять в субботу, состоял вовсе не в полном прекращении всякой деятельности, а только в некоторой перемене обычных занятий человека на другие, которые вовсе не представляют для человека чего-нибудь трудного, а скорее содействуют обновлению его сил».

K таким делам, не входящим в круг обычных дел, Христос и относит совершённое Им в субботу исцеление. А значит, Его несправедливо обвиняют в нарушении заповеди Божией. Свое право совершать дела в субботу Спаситель обосновывает утверждением: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). Христос является единосущным Сыном Божиим, а потому, как имеющий одну природу с Богом, и поступает так же свободно, как Бог.

Правильно понимая слова Господа о Его равенстве с Богом Отцом, иудеи начинают еще более обвинять Христа, желая предать Его смерти за нарушение субботы и за то, что Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5, 18).

В ответ Спаситель раскрывает им учение о единстве действий Отца и Сына на примере обычных представлений о сыне, подражающем отцу, и об отце, любящем сына и обучающем его своим делам: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5, 19).

Сын, подобно Отцу, может не только исцелить расслабленного, но и воскресить умерших: Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5, 21).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Сначала здесь идет речь о духовном воскресении, о пробуждении духовно мертвых к истинной, святой жизни в Боге, а затем и об общем телесном воскресении, и оба эти воскресения находятся в тесной внутренней связи между собой. Восприятие человеком истинной жизни, жизни духовной, есть начало его торжества над смертью».

С духовным воскрешением Господь соединяет и другое Свое великое дело – судить: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22).

И здесь, прежде всего, говорится о нравственном суде в настоящей жизни, который приведет к последнему всеобщему Страшному Суду. Христос явился как Жизнь и Свет в духовно мертвый и погруженный в духовную тьму мир. Те, кто уверовал в Него, воскресли к новой жизни и сами стали светом. Те же, кто отверг Его, остались во тьме.

Таким образом, участь людей находится во всецелой власти Сына Божьего, и вот поэтому надлежит чтить Его так же, как и Отца.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что чтить Господа означает не только слушать слово Божие, но и слушаться, то есть веровать во Христа, Посланного Отцом Небесным, с любовью исполняя Его волю. И только так на земле открывается Царствие Божие, переход от смерти к вечной жизни, переход к Богу Отцу – во Христе и со Христом.

Помогай нам в этом Воскресший Господь!

 

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать