Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 7, ст. 24 - 30
24. И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26. а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
(Мк. 7, 24-30)
Сегодняшний евангельский отрывок рассказывает нам об исцелении от одержимости дочери язычницы, происходящей из сиро-финикийского рода. Это событие происходит в области близ города Тир.
Господь, минуя Галилею, приходит в языческую область. Евангелист Марк не указывает точной цели этого путешествия, но сказано лишь одно: Он «не хотел, чтобы кто узнал»! Возможно, Господь уходил от злобных глаз книжников и фарисеев, желавших смерти нашего Божественного Учителя, которую позже Он принял добровольно. Но скорее всего, целью было наставление апостолов в более уединенном месте, вдали от многотысячной толпы людей.
Из этого отрывка мы можем сделать два очень важных вывода. Во-первых, для Христа языческая страна не является нечистой, как это утверждалось у ветхозаветных пророков, которые, провозгласив язычников «нечистыми», попытались остановить проникновение чуждой Израилю культуры и религиозных обычаев.
Во-вторых, Господь показал, что и за пределами Израиля живут люди, ожидающие помощи от Бога. Забота о них, их нужды и просьбы приводят Иисуса Христа к тому, что в Своих действиях Он преступает установленные Законом границы и непосредственно общается с «нечистыми» язычниками.
Если посмотреть на историю с сирофиникиянкой на общем евангельском фоне, мы увидим, что этот эпизод – один из самых трогательных и необычных в жизни Иисуса Христа. Тир и Сидон были финикийскими городами, входившими в состав Сирии. Финикия лежала на прибрежной равнине, между Галилеей и Средиземным морем. Описание самого эпизода тоже надо читать очень внимательно. Женщина просила Иисуса Христа помочь ее дочери. На это Он ответил, что нехорошо брать хлеб у детей и бросать псам. На первый взгляд эти слова кажутся грубыми. Для грека слово «собака» ассоциировалось с бесстыдной и наглой женщиной, для иудея тем более было бранным, символом нечистоты. «Не давайте святыни псам», эту фразу мы не раз слышим в Писании. Словом «собака» иудеи презрительно называли язычников.
Как же тогда объяснить употребление этого слова Господом? Здесь очень важно не упустить из виду некоторые тонкости. Во-первых, Иисус Христос употребил не обычное слово «собака», а уменьшительное, κυνάρια, обозначающее не диких бродячих и уличных собак, а симпатичных щенков или маленьких комнатных собачек. Иначе говоря, Спаситель лишил это слово его отрицательного оттенка.
Во-вторых, сама интонация Христа не была резкой и грубой: мы видим это из ответа женщины. Греки, как и многие южные народы, очень эмоциональны и на любую обиду отвечают соответственно. Но так же стоит отметить и прекрасное чувство юмора, присущее грекам, которое и явила эта женщина-язычница в ответ на слова Господа о том, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», точнее собачкам. Видимо, она заметила, что Господь говорит с улыбкой, и ответила: «Господин, но ведь и собачки под столом едят крошки у детей», то есть «да, я знаю, сначала необходимо накормить детей, но разве я не могу получить кусочки, которые отбрасывают дети?». Господу такой ответ понравился, и Он исцелил ее больную дочь.
Судьба этой женщины, дорогие братья и сестры, была трагичной: у нее была больная дочь, и все же в ее сердце было достаточно света, чтобы ответить улыбкой. Как часто нам не хватает улыбок, неподдельной и живой радости, которая бы отражалась на нашем лице, оттого что рядом с нами Бог. И в нашей жизни есть место этим улыбкам, особенно, когда мы выходим в мир после литургии, вкусив Небесного Божественного Хлеба, да и после домашней молитвы, закрывая молитвослов, позволим радости запечатлеться на наших глазах и устах.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!