17 ноября. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто

17 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 34 - 41. 

34. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36. Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37. Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто

(Лк. 11, 34 – 41)

 

В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о свете, который дан людям, и о том, что именно замутненность взора грехом и суетой лишает возможности видеть свет и погружает душу во мрак.

Поскольку завистливые иудеи, смотря на чудеса, по злобе ума превратно толковали их, то Господь и говорит следующее: люди, получившие светильник от Бога, то есть дар ума, которым мы смотрим как данным нам светом, омрачили себя завистью, отчего не видят чудес и благодеяний. Потому как если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11, 34) , так же точно и душа располагается по состоянию ума. Если же глаза и свет, полученные от Бога, начинают омрачаться завистью или любовью к вещественному, то и душа омрачается.

Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Ибо как глаз простой, то есть здоровый, освещает тело, а если худ, то есть болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы».

Господь, зная о недоброжелательном отношении фарисеев, тем не менее идет обедать с ними, понимая, что они нуждаются во вразумлении и исправлении. В ответ на удивление фарисея тем, что Господь не умыл рук, Спаситель отвечает: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11, 39), сравнивая внешнюю чистоту сосудов и внутреннюю нечистоту пьющих и вкушающих из них и убеждая фарисея в том, что как нет никакой пользы, если чаша снаружи чиста, а внутри наполнена всякой грязью, так нет никакой пользы и в том случае, если при омывании тела душа исполнена всякой нечистоты, например хищения и лукавства.

Фарисеи считали, что через погружение в воду и омытие тела вместе с телом очищается и их душа. Потому Господь, воспользовавшись прекрасным примером, научает их, что душа должна быть очищена добрыми делами, потому что полоскание водой очищает не душу, а тело. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? (Лк. 11, 40), – говорит Господь фарисеям, показывая, что Бог, определивший законы для внешнего, определил их и ради внутреннего. И потому как Бог сотворил и тело, и душу, то Он и требует, чтобы мы заботились и о том, и о другом.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Бог сотворил и внешние вещи, и внутренний мир человека. Как же поэтому неразумно заботиться о чистоте только внешнего творения Божия, забывая о внутреннем своем мире!»

Научая фарисеев очищать также и внутреннее, то есть душу, Господь указывает, к какой чистоте мы должны прежде всего устремляться: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Господь приоткрывает великую тайну внутренней чистоты и нашего приобщения к Богу.

Блаженный Феофилакт отмечает следующее: «Господь сделал намек на две господствующие страсти иудеев: словом « хищение » – на любостяжание, словом « лукавство » – на зависть и следствия зависти. Смотри, пожалуй, как Он, указав на милостыню, врачует обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо кто истинно милостив, тот не будет ни похищать у того, кому он творит милостыню, ни завидовать ему. Итак, поскольку Он порицал в них две страсти, то изгоняет их одним лекарством, именно милостыней, которая есть первая дверь боготворящей любви ».

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что в обязанности христианина входит не только исполнение внешних установлений и предписаний, но, что важнее, внутреннее совершенствование в исполнении заповедей Божиих. Господь научает творить милостыню, что порождает надежду и радость, приближая человеческое сердце к Богу. Когда человек совершает дела милосердия и творит милостыню, умом своим он вступает в общение с Богом через уподобление Ему, а в человеческом сердце всегда рождается надежда о помиловании и своей души Спасителем.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать