17 мая. Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу

17 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 9, с 1 по 38 стих.

 

 

1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

 

2. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

 

3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

 

4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

 

5. Доколе Я в мире, Я свет миру.

 

6. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

 

7. и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

 

8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

 

9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

 

10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

 

11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

 

12. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

 

13. Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

 

14. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

 

15. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

 

16. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

 

17. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

 

18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

 

19. и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

 

20. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

 

21. а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

 

22. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

 

23. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

 

24. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

 

25. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

 

26. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

 

27. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

 

28. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

 

29. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

 

30. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

 

31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

 

32. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

 

33. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

 

34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

 

35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

 

36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

 

37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

 

38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

(Ин. IX, 1-38)

 

 

В этом некогда происшедшем удивительном событии - исцелении слепорожденного - обратим внимание на несколько моментов.

 

Прежде чем Христос исцеляет этого человека, ученики спрашивают Его, по чьей вине он так мучается: сам ли он согрешил или его родители, что он родился слепым. Было мнение, что ребенок может нести наказание за грехи родителей. Но это несправедливо: если вины нет, какое может быть наказание? Если он слеп от рождения, то к этому не могут иметь отношения и его личные грехи. Поэтому ученики и не понимают. Господь отвечает, что все это попущено «для того, чтобы на нем явились дела Божии», чтобы Бог прославился через это исцеление.

 

Дальше Христос говорит, что «должно делать дела Пославшего Меня», то есть дела Божии, «доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать». «Днем» Он называет время, пока Он здесь с людьми, потому что Он есть свет миру, освещающий и просвещающий всякого человека. Когда же уйдет от людей, расстанется с ними, тогда для многих наступит ночь, но не для тех, у кого Господь в сердце.

 

После этого Христос подходит к слепому, и происходит исцеление: плюнув на брение, этой грязью Он помазывает глаза слепому. Почему именно так? Во-первых, Спаситель показывает здесь Себя тем Богом, Который создал весь мир и человека. Из Священного Писания мы знаем, что Бог сотворил человека из земли. Здесь Христос как бы повторяет это чудо: заново творит глаза этому слепому. Существует такое объяснение плюновения: невозможно помазать глаза песком: он рассыплется, поэтому надо смазывать. Смазывает Господь не водой, а слюной, чтобы показать, что чудо исцеления происходит именно от Него. Тут же, чтобы кто-то не подумал, что это грязь стала лечебной, Он повелевает слепцу пойти и умыться в купальне Силоам. То есть призывает к послушанию, к вере, и как раз послушание воле Христа, вера Ему являются проводником той благодати, которая исцеляет человека. Мы видим, что дело не в грязи, которой были помазаны глаза, и не в купальне, где он омылся, но в том, что он послушен Христу, именно это исцеляет бывшего слепца.

 

Все это было удивительно для людей, раньше такого никогда не было. Все знали об этом человеке, что он слеп с детства, просит милостыни и никто не может помочь ему; и для всех удивление - увидеть его зрячим. Тут же его ведут к фарисеям, потому что они считались людьми авторитетными в разборе чудес и каких-то сверхъестественных событий.

 

«А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи». С точки зрения фарисеев, в этом нарушение воли Божией. Услышав, что его исцеляет именно Иисус, они забывают, что он был слепой и надо бы порадоваться за человека, и вновь начинают свою войну против Христа, хуля Его. Фарисеи говорят прозревшему, что он должен прославлять Бога, потому что это Он исцелил его. Здесь они по-своему правы, но тут же хулят того же Бога: указывая на Христа, призывают исцеленного обвинять Его в том, что Он грешник, не хранит субботы и так далее.

 

Удивительно, сколько бесстрашия в исцеленном слепце. Как говорят толкователи, кроме того, что у него прозрели очи телесные, он еще прозрел очами духовными, отсюда его непоколебимая смелость, вера, отвага и те очень правильные слова, которые он обращает к фарисеям: «Я не знаю, грешник Он или нет. Почему я буду хулить Его, если Он сделал мне такое благодеяние. Разве может человек сделать такое, если не будет с Богом и не будет творить волю Его?»

 

Дальше следует эпизод с родителями слепорожденного, которые страха ради иудейского, с одной стороны, исповедуют, что это их слепорожденный сын, но, с другой,  говорят, что как он выздоровел, не знают, об этом лучше спросить его самого. Как подчеркнуто, сказали они так потому. что боялись иудеев, которые уже вынесли решение, что всякого, кто исповедует Иисуса Христом, отлучать от синагоги.

 

Затем вновь призывают бывшего слепца, начинают укорять его и утверждать: «мы Моисеевы ученики, а тот человек - грешник». И вновь мы видим, что прозревший - человек отважный, сердце его горит верой и благодарностью Господу, он отвечает: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.  Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Что остается фарисеям? Только бессильно злобиться, поэтому они начинают хулить и оскорблять его самого: «Это мы праведники, а ты жалкий грешник». Хотя им неоткуда знать о его грехах, они, тем не менее, клевещут на него и выгоняют вон.

 

«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?» Здесь прозревшему дается некая награда за его исповедание Христа. За то, что он не испугался и не отрекся, Господь открывает ему Самого Себя уже не как чудесного пророка и целителя, но как Сына Божия.

 

«Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». Этим поклонением он показал, что верует в Иисуса как Господа, Сына Божия.

 

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Священник Анатолий Куликов
 

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать