17 июня. Я посылаю вас, как овец среди волков

17 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 16 - 22

 

16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

(Мф. X, 16-22)

 

Мы слышим продолжение назидания, которое Господь дает ученикам перед началом служения, на которое поставляет их.

Всем нам хорошо известна фраза «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Многие толкователи подробно рассуждают о том, в чем же заключаются мудрость змеи и простота голубя, как это понять и как применить к самому себе. В данном контексте мы не будем подробно разбирать этот вопрос; с ним можно обратиться к толкованиям святителя Иоанна Златоуста, Блаженного Августина и многих других. Процитирую святителя Григория Богослова, для того чтобы понять, как происходит это сочетание: «Надо заметить, что Господь не желает представить Своим ученикам ни голубя без змея, ни змея без голубя. Чтобы простота голубя была изощрена хитростью змея, и хитрость змея была умерена простотой голубя». Христианин должен сочетать в себе эти качества. В Священном Писании, когда бы Господь ни говорил о качествах человеческой жизни, Он всегда говорит о «золотой середине», не должно быть крайностей. Об этом говорится и в данном случае: христианин не может быть простецом, как это может кому-то показаться. Недаром есть поговорка «Простота хуже воровства». Так же и крайние степени хитрости, как например коварство, всегда будут с отрицательным оттенком. Змея избрана потому, что в Древнем мире всегда была символом мудрости.

Все эти образы мы должны соотнести с первой половиной фразы: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков». Христос предупреждает, что апостолы идут на служение не только трудное, но и опасное для жизни. Можно представить, чем может закончиться ситуация, когда овцы находятся среди волков. Потому в 17-ом стихе Господь говорит ученикам: «Остерегайтесь же людей» - хотя посылает их проповедовать людям. Сочетайте в себе качества змеи и голубя, говорит Христос, чтобы не погибнуть сразу, не ищите специально мученичества, но идите золотым срединным путем, тогда достигнете максимального результата.

Далее Господь говорит ученикам: «... будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,  и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». Он предупреждает, что судьба их будет непростой. Всякий раз, обращаясь к ученикам, Христос предельно открыт перед ними. Почему до самого конца своего служения апостолы ожидали, что достигнут материального достатка или «социальных гарантий»?  Как только были избраны двенадцать ближайший учеников, Господь сразу сообщает, что служение их будет очень трудным и закончится смертью. И это естественно, потому что как относились ко Мне, говорит Христос, так же будут относиться и к вам.

Господь называет три сферы, в которых будут уничтожать Его учеников: общество, синагога и семья. Наше внимание приковано к словам «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое...»  Ненависть возникает к тем, кто проповедует о любви. Если посмотреть на первые века существования Церкви, когда на нее обрушиваются невероятные гонения, они происходили как раз по всем трем позициями. Римская империя в лице ее правителей совершала гонения на христиан по разным причинам, гонения были и от иудеев - все это известно из истории Церкви. Но преследования происходят даже со стороны семьи: близкие люди думают, что христиане не в себе. Наверное, и мы отчасти являемся свидетелями таких ситуаций в наше время. Самый простой пример: когда человек становится религиозным и начинает ходить в церковь, родные говорят ему: «Все ли с тобой нормально? Не помешался ли ты? Зачем так “ударяться” в религию»? Могут начаться даже какие-то прещения и гонения со стороны семьи. И человек порой оказывается в ситуации, когда он должен сделать выбор между тем, повиноваться ли ему Христу или повиноваться близким и друзьям. Это очень страшный выбор.

Слова «восстанут дети на родителей, и умертвят их» связаны и с представлениями о последнем веке и пришествии Мессии. Разделение это реально происходит уже сейчас. Но не Господь приносит его в мир, напротив, Он хочет объединить людей, а все это совершается от того, что в человеческом сердце живет грех. Почему люди так не хотят принимать истину? Потому что тем самым обличается неправда человеческая и возникает естественный процесс: мы хотим уничтожить, забыть, чтобы жить так, как хочется нам.

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать