Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 9 - 15
9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15. и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
(Мк. 1, 9-15)
Событие Крещения Господня имеет две смысловые нагрузки. Первое его содержание связано с приходом Господа к Иоанну Крестителю на Иордан, чтобы тот совершил над Ним обряд. Что это был за обряд? Иоанн Креститель, будучи посланным возвестить о путях Божиих, совершал крещение над иудеями. Этот обряд омовения был всем известен, не вызывал удивления и был связан с подготовкой к принятию и приходу в мир Христа: всякий человек входил в воду и произносил вслух свои грехи, совершалось омовение в Иорданской воде, и считалось, что всякий грех прощался человеку и Бог видел покаяние этого человека. Внутреннее содержание того, что делал Иоанн Креститель, схоже с таинством Крещения, совершаемого в новозаветной Церкви: в таинстве Крещения мы получаем благодатные дары, подготавливаемся к принятию в себя Христа и изменению всей своей жизни.
Все толкователи Писания задаются важнейшим вопросом: почему Христос приходит к Иоанну Крестителю, ведь Ему не требовалось никакого покаяния, Он был безгрешен как Богочеловек? Ответ на этот вопрос дает Сам Господь в диалоге с Иоанном Крестителем. Он говорит, что пришел в этот мир для того, чтобы исполнить всякую правду, и исполнение этой правды совершается здесь, в реках Иорданских. Он приходит и крестится, но почти сразу выходит из воды, этим подчеркивается Его абсолютная безгрешность: Ему не было необходимости каяться здесь в каких бы то ни было грехах.
Второе содержание этого праздника заключается в событии, которое произошло, когда Господь выходил из вод Иордана. Иоанн Креститель видит совершенно необычное явление: на Иисуса нисходит Дух Святой в виде голубя и голос Отца (то есть голос Божий) говорит о Христе: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И в этом событии раскрывается вся глубина праздника Крещения Господня: это праздник Богоявления, в котором открывается Троица.
Мы не видим, чтобы Троица каким-то приметным образом была приоткрыта человеческому разуму в Ветхом Завете, видим лишь некоторые образы, которые толкуются нами через призму новозаветного откровения: три путника, которые приходят к Аврааму, некоторые эпизоды и диалоги книги Бытия. В полной мере Троица раскрывается для человека и человечества в Новом Завете. Почему так устроил Господь? Древний Израиль и иудеи были окружены языческими народами, их монотеистическая религия выделялась среди прочего многобожия, поэтому уразуметь понятие о Троице древнему человеку было бы очень непросто, это вылилось бы или в троебожие, или в многобожие. Но и после Богоявления, в первом и последующих веках христианской истории понимание и осмысление Того, Кто есть Троица и какова Ее внутренняя жизнь, оформление Троичного догмата и осмысление его результатов, произошедшее на Вселенских соборах, было довольно сложным и долгим. Для многих и сейчас весьма сложным остается ответ на вопрос о том, Кто и что есть Троица. Тем не менее в празднике Богоявления и Крещения мы видим то, что открывает нам Господь: в мир является Троица.
«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню», - говорит евангелист Марк, и там Господь был сорок дней. Это тот подвиг, который Господь, пребывая в посте и молитве, совершает перед тем, как выйти на общественное служение.
Заканчивается этот короткий евангельский отрывок словами: «…и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Господь тоже призывает всех к покаянию и к тому, чтобы мы имели веру в Евангелие, то есть в благую весть. Сердцу каждого человека требуется покаяние, то есть признание, понимание и исправление своей греховной жизни. Для этого нам необходима твердая убежденность в том, что Господь действует в этом мире и Он принес нам спасительную весть о том, что в мир пришел Бог, чтобы спасти каждого из нас, вернуть сердце человеческое в то место блаженства, где бы оно пребывало вместе с Богом.
Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!