Аудио |
|
Скачать .mp3 |
16.6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
16.7. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
16.8. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
16.9. Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
16.10. ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
16.11. как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам:?
6.12. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
(Мф. 16, 6–12)
Не желая далее продолжать разговор с фарисеями и саддукеями, требовавшими от Него знамения, Господь, только что прибывший на эту сторону озера, опять сел с апостолами в лодку и отправился обратно.
Неожиданность отъезда на другую сторону озера лишила апостолов возможности сделать запас хлеба на предстоящее плавание, что их обеспокоило. Господь же, скорбя об ожесточении сердец фарисеев и желая предостеречь Своих учеников от лицемерия, наставляет их: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16, 6). Этими словами Спаситель желал сказать, что Его ученики не должны позволять учению фарисеев, не знающих Христа, подрывать силу действия евангельской истины.
Блаженный Феофилакт замечает: «Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и утверждавшее в качестве закона древние предания старцев, уязвляло души».
Апостолы же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли (Мф. 16, 7). Тогда Господь действительно упрекнул их за недостаток веры, за непонятливость и забывчивость, напомнив о дважды свершившемся чуде насыщения нескольких тысяч человек несколькими хлебами.
Борис Ильич Гладков пишет, что своими словами Спаситель как бы говорит: «Неужели вы думаете, что Я, накормивший пятью хлебами пять тысяч и семью хлебами четыре тысячи человек, не могу сделать того же и для вас, двенадцати учеников Моих? Зачем же вы, имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните того, что на ваших же глазах совершилось? Неужели вы еще не понимаете и не разумеете все совершающееся перед вами? Неужели и теперь сердце ваше твердо как камень? Как же не понимаете, что не о хлебе Я говорил вам, когда сказал: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?»
Только после этого апостолы поняли, что Господь предостерегает их от учения фарисеев и саддукеев. Под закваской следует понимать вообще весь образ мыслей, направление, дух учения фарисеев и их деятельности. Господь Своими словами хотел обозначить отрицательное влияние учения и деятельности фарисеев на народ.
Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Закваска имеет такую силу, что если она будет добавлена к муке, то казавшееся малым возрастает в великое, и своей кислотой она увлекает все смешанное с нею; подобно этому и еретическое учение; если оно бросит Искру в сердце твое, то Искра быстро обратится в огромное пламя и увлечет в свою власть все, чем располагает человек».
Закваска фарисейская и саддукейская была закваской гордости, самопревозношения, показной праведности, любви к почестям и первенству. Спаситель предостерегает от такой духовности, которая смотрит только на внешние поступки и забывает о внутреннем состоянии сердца человека. Таковы были фарисеи. Вся религия для них заключалась в соблюдении внешней обрядности и внешней чистоты.
Христос призывает не ставить материальное слишком высоко в системе ценностей, ведь изменения в жизни начинаются в сердце человека и не связаны с переменами внешних политических обстоятельств. Таковыми были саддукеи.
Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает: «Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; наоборот, учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера, для которого никакой грех не страшен, никакая добродетель не уважительна; он надеется и прикрыть всякий грех, извинить, оправдать его, и заменить всякую добродетель притворством».
Путь тех, кто не будет пользоваться закваской фарисеев и саддукеев, то есть их учением, заключается в том, чтобы быть внимательным, дабы по неосторожности не принять их вредной закваски. Поэтому Спаситель призывает: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16, 6).
Так, дорогие братья и сестры, Господь и нас наставляет на путь истинности понимания веры и закона Божьего. Мы не можем следовать только внешним аспектам религиозной практики, не обращая внимания на окружающих нас людей, их потребности и нужды. Очень важно не просто исполнять предписания, а еще и иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку, исполняя заповедь Божию о любви к ближним, творя дела любви и милосердия и усердно трудясь во спасение души.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!