16 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

16 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Мы продолжаем в дни Великого поста в рамках нашей программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью» отвечать на вопросы, которые возникают у вас при чтении текстов Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Хотелось бы напомнить, что свои вопросы вы можете оставить в обсуждениях официальной группы православного телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте».

Сегодня мы посвятим время нашей программы первым стихам Евангелия от Луки, о которых нас спрашивает Ярослав.

Батюшка, евангелист Лука пишет свое Евангелия для Феофила. Кто был этот человек и что о нем известно? Большое спасибо, Ярослав

Большое спасибо и Вам, Ярослав, за вопрос.

Среди всех новозаветных авторов особо выделяется евангелист Лука. Он единственный начинает свое повествование с небольшого пролога, в котором указывает причины, цель и методы написания книги.

Хотя другие евангелисты тоже начинают свое повествование с короткого пролога, их прологи имеют отношение к Иисусу Христу, но ничего не говорят о замысле автора. Кроме того, Лука строит пролог по всем правилам современной ему литературной риторики.

Предлагаю вместе прочитать пролог Евангелия от Луки:

1.1. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,

1.2. как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

1.3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

1.4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

(Лк. 1, 1–4)

В самом Евангелии мы не встречаем указания на автора данного текста, и Церковное Предание приписывает его апостолу Луке, тому самому, о котором апостол Павел упоминает как о своем спутнике в Посланиях к Колоссянам, Филимону и Тимофею. Вероятно, что Лука написал данное Евангелие в 60–70-е годы по Рождестве Христовом.

Главным поводом к созданию данного Евангелия послужил тот факт, что весть об Иисусе Христе широко распространилась за пределы первоначальных общин и мест, которые посещал Сам Господь.

Из пролога мы узнаем, что к моменту написания своего Евангелия автор уже располагал значительным количеством письменных текстов о событиях земной жизни Спасителя. Возможно, это Евангелия Марка и Матфея, а также различные сборники речений Иисуса или апокрифические тексты, которые в дальнейшем не войдут в канон Священного Писания Церкви.

Так, к примеру, Блаженный Феофилакт пишет: «Кто были эти многие, которые начали? Лжеапостолы. Ибо точно многие составляли евангелия, каково, например, евангелие от египтян и евангелие с надписью “от двенадцати”. Они только начали, а не окончили. Поскольку они начали без благодати Божией, потому и не окончили».

Примечательно, что евангелист Лука не удовлетворился имеющимися текстами, повествующими о земной жизни Спасителя и Его проповеди Царства Божьего. Он сам начинает исследовать все факты, в том числе и представленные очевидцами. Таким образом, мы узнаем, что автор пользовался не только письменными источниками, но и воспоминаниями очевидцев и участников событий. В прологе они названы служителями Слова (Лк. 1, 2). 

В Евангелии от Луки понятие Слово употреблено в традиционном библейском понимании: это Слово Бога, Его Весть людям, в данном контексте принесенная Сыном Божиим Иисусом Христом. О другом понимании Слова как Самого Иисуса Христа, которое употребляет евангелист Иоанн, мы с вами, дорогие братья и сестры, поговорим в нашей завтрашней программе.

Хотя, как мы уже отмечали, автор данного Евангелия ничего не сообщает о себе, тем не менее нам известен конечный адресат: это некий достопочтенный Феофил (Лк. 1, 3). Определение достопочтенный, возможно, имеет значение официального титула, наподобие дореволюционного обращения «Ваше превосходительство». А сам Феофил – это некий чиновник Римской империи, с которым Лука был знаком лично.

Но возможно, что автор использует литературный прием, обращаясь к каждому читателю-христианину, потому как Феофил в переводе с греческого языка означает «любящий Бога». Он намекает на то, что достопочтенный Феофил уже был наставлен в учении и знает об Иисусе Христе и о том, что значит следовать за Ним. Таким образом, мы можем предположить, что Лука обращает данный труд к новообращенным, желающим узнать больше о христианском учении.

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, рассуждая над первыми стихами Евангелия от Луки, пишет: «Узнай твердое основание своей веры во Христа. Ведь вера должна быть твоею новою жизнью. Как же ей быть без основания? Как же быть жизни без основания? Благовестие веры преподано в Божественном слове Евангелия. Подклони же свой ум и сердце Господним “глаголам”! И познай, что слушание и чтение Божественного слова – это только начало принятия основания веры. А за ними должно идти усвоение веры».

Мы же с вами, дорогие братья и сестры, может быть, в большинстве и не новообращенные христиане, но очень надеюсь, что «феофилы», то есть те, кто любят Бога и стремятся узнать о Нем больше.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать