16 марта. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова

16 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Матфея. Глава 1, ст. 1 – 17. И Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 23 - 38.

 

Сегодня третий день Великого поста. Мы с вами начали изучать Священную Евангельскую историю. Предыдущие программы были посвящены прологам двух Евангелий: от Луки и от Иоанна. Сегодня речь пойдет о начале книги евангелиста Матфея и параллельном отрывке из Евангелия от Луки, в которых приводится родословная Иисуса Христа.

Мы с вами привыкли вместе читать те отрывки Священного Писания, которые разбираем в наших программах. Но сегодня просим вас самостоятельно изучить эти евангельские тексты от Матфея и Луки. Назовем это вашим домашним заданием. Для удобства они будут отражены на экране.

Два евангелиста, Матфей и Лука, приводят родословную Иисуса Христа. У евреев такие генеалогические таблицы были в большом почете. Во многих семьях они тщательно хранились, особенно после того, как Ирод Великий, не будучи сам евреем и не имея собственного списка достойных предков, приказал сжечь родословные книги, хранящиеся в Храме.

Многие люди в современном мире, не говоря уже о древности, пересказывают друг другу историю своего рода. К сожалению, многие из нас из-за распада семей вследствие переселений, революции и войны потеряли свои корни и не знают своих предков дальше одного-двух поколений.

Евреи особенно ратовали за сохранение истории своей генеалогии, и у них были на то основания. Бог дал вечные обетования Аврааму и его потомкам, и во время войн, вынужденного изгнания и массового геноцида они хранили свои воспоминания и особенно чтили свою родословную.

Матфей начинает свое повествование с перечисления предков Иисуса Христа, и такое начало вполне естественно. Но Лука помещает родословную в конец 3-й главы, после рассказа о схождении на Господа Святого Духа на Иордане и перед испытанием Его в пустыне. Почему он это делает? Возможно, желая показать, что Иисус связан крепкими узами с человеческим родом. Бог только что назвал Его Своим Сыном, но Христос еще и настоящий человек. В ряду Его предков находятся Адам, Авраам, Давид и многие другие – прославленные и совсем неизвестные – имена. Там есть герои, а есть и грешные и недостойные люди, хотя Лука не заостряет на них внимание, как это делает Матфей.

Свою книгу евангелист Матфей начинает с перечисления имен от Авраама до Иисуса, всячески подчеркивая мессианский характер родословной, где главные предки Иисуса – Авраам и Давид. Лука добавляет в свое повествование генеалогию Спасителя через Авраама до Адама и от Адама до самого Бога. Таким образом Иисус назван Сыном Божиим и становится вторым, новым Адамом, Им завершается прежний человеческий род и начинается новый, когда все верующие во Христа усыновляются через Спасителя Богом. Вероятно, Лука помещает родословную перед испытанием Христа в пустыне по той же причине: Адам не выдержал искушения, а новый Адам не поддался на соблазны дьявола.

Но расхождения в Евангелиях от Матфея и от Луки на этом не заканчиваются. Так, например, список предков в период от Авраама до Иисуса Христа у Матфея содержит 41 имя, а у Луки – 56 имен. В период от Давида до Иисуса почти все имена отличаются. Матфей делает Спасителя потомком Давида через наследующую престол ветвь Соломона; Лука же ведет Его происхождение от другого сына Давида, которого звали Натан. Даже дед Иисуса назван по-разному в этих Евангелиях: у Матфея – Иаков, у Луки – Или. И это только часть противоречий, которых, на самом деле, гораздо больше.

Существует несколько объяснений этим различиям. Так, например, раннехристианский писатель, историк Юлий Африкан считал, что причина различий в том, что евангелист Матфей всегда давал указание на юридическое отцовство, а Лука приводил имя физического отца в случае левиратных браков.

В XV веке была предложена иная теория, говорящая о том, что Матфей передает родословную Иосифа, а Лука – родословную Марии, которая, возможно, тоже была из рода Давида. Дело в том, что существовал такой еврейский обычай: усыновлять зятя в том случае, если дочь является единственной наследницей. Этим можно объяснить разницу в именах дедушек Иисуса Христа. Но как тогда объяснить, что с древних веков отцом Девы Марии поминается Иоаким, а евангелист утверждает, что Или? Стоит признаться, что на некоторые вопросы ответов у нас нет.

Надо отметить и принципы, на основе которых составлены родословные у двух евангелистов. Матфей сам указывает следующую структуру: Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1, 17). Интересно, что некоторые толкователи идут дальше и разделяют родословную по Матфею не на три, а на шесть групп, соответственно, не по 14, а по 7 человек в каждой, видя в этом определенный символизм. Такой же символизм видят и в генеалогии, переданной Лукой, где представлено 77 имен, то есть 11 групп по 7 человек. Таким образом число 7, как число полноты, играет в родословной Христа особую роль.

В конце хочется отметить важность родословной нашего Спасителя, которую дают евангелисты Матфей и Лука. Она раскрывает нам от кого Христос принимает плоть и какую миссию Он должен выполнить на земле. Будучи царских кровей, сыном богоизбранного народа, Он в Своей жизни воплотил идеалы всего человечества, спасая ценой Своей жизни всех своих прародителей до Адама, а в Адаме, спасая каждого его сына и дочь, то есть каждого из нас, дорогие братья и сестры. И главное – не отвергнуть это спасение.

 

Пришло время, дорогие братья и сестры, ответить на один из вопросов, которые вы задаете в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «Вконтакте».

« Почему в Евангелии от Матфея описывается родословная Иисуса Христа до Иосифа Обручника, хотя по сути Иосиф не был отцом, но Иисуса Христа считают сыном Давида по плоти?»

Иудейское общество, как впрочем и славянские, и многие другие народы, вело свои родословные по линии отца. Уклад жизни был патриархальным. Поэтому и евангелисты, как Матфей, так и Лука, указывают на мнимое отцовство Иосифа. Человек без отца считался бы рожденным во грехе, и, если по Промыслу Божию Иосифу предстояло быть хранителем чести Девы Марии и Богомладенца Христа, то это не могло быть забыто или опущено в истории Священного Писания. Что же касается происхождения от царя Давида, то это видимая часть родословной Спасителя, которая была важна израильскому народу, для нас же самым важным является откровение, что Иисус Христос – Сын Божий, как указывает евангелист Лука. О чем получил явное свидетельство на Иордане Иоанн Креститель, о зачатии которого мы поговорим завтра. Помогай нам в этом Господь!


Иеромонах Пимен (Шевченко) 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать