16 февраля. Литургии не положено. Рассмотрение евангельских событий праздника Сретения Господня

16 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читается Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 22–40. 

 

Сегодня, в пятницу в Неделю о Страшном Суде, литургия не совершается, а значит, и нет положенного по Церковному уставу евангельского чтения. Предлагаю вам более подробно рассмотреть евангельские события праздника Сретения Господня.

2.22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

2.23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

2.24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

(Лк. 2, 22–24)

Как мы отмечали в прошлой передаче, женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении. По истечении этого срока она должна была прийти в храм, чтобы за нее принесли жертву всесожжения.

Также согласно закону каждый перворожденный мужского пола, как среди детей, так и среди животных, был посвящен Богу. Этот закон указывал на милосердие Бога как источника жизни. В книге Чисел поясняется, что первенец из людей должен быть выкуплен (Чис. 18, 15–16). В законе установлено, что за сумму в пять шекелей (приблизительно 72 с небольшим грамма серебра) родители могли выкупить у Бога своего сына.

Эти деньги уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения. При этом приносить ребенка в храм было необязательно. Но так как Иисус был туда принесен, а также учитывая, что евангелист не упоминает о выкупе за Младенца, из этого может следовать, что Он был посвящен для служения Богу, как некогда Самуил.

Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву (Лк. 2, 22). Нечистой считалась только мать, но не отец ребенка. Остается загадкой, почему евангелист употребил множественное число. Возможно, это было сделано, чтобы показать верность Иосифа в служении Деве Марии и Богомладенцу Христу.

Далее мы слышим пророчество Божие из уст Симеона:

2.25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

2.26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

2.27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд.

(Лк. 2, 25–27)

В иудейском народе, находившемся под оккупацией Рима, теплилась надежда на восстановление независимости. Большинство людей даже верили, что поскольку они являются избранным народом, однажды они завладеют всем миром. Одни верили, что родится новый царь из дома Давидова, который возродит былую славу Израиля; другие же верили, что Сам Бог каким-то сверхъестественным образом вмешается в ход истории. Но, наряду со всеми этими группами, была еще одна небольшая группа людей – так называемые «смирные в стране».

Они не мечтали о применении силы и приобретении власти: они верили в жизнь в постоянной молитве и спокойном созерцании до тех пор, пока не придет Бог. По всей видимости, Симеон был одним из них: пребывая в молитве, а также покорно и преданно надеясь, он ожидал того дня, когда Бог утешит Свой народ.

Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этих словах евангелист Лука указывает на пророческое достоинство Симеона, так как только в пророках пребывал Святой Дух. Этот Дух и внушил Симеону, что он не умрет, пока не увидит Мессию, то есть Помазанника Божия.

И данное ему обещание исполнилось: 

2.27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд

(Лк. 2, 27) 

Храм в данном случае – это Двор женщин. По причине того, что в другие дворы женщин не допускали, очистительное жертвоприношение совершалось именно здесь, у Никаноровых ворот, в восточной части Двора женщин.

2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

2.29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

2.30. ибо видели очи мои спасение Твое,

2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

(Лк. 2, 28–32)

Ныне отпускаешь (Лк. 2, 29) – жизнь Симеона была всецело проникнута ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания подошло к концу: он увидел Мессию и может спокойно умереть. Сбылась его мечта: исполнилось обещанное Духом Святым, и он держит в своих объятиях Божественное Дитя.

Настал самый главный момент жизни Симеона, которого он так долго ждал. Он преисполнен смирения и воспринимает себя не иначе как «слугу Господня», который стал свидетелем начала эры спасения человечества. Потому он преисполнен умиротворения и глубокой благодарности Богу.

Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк. 2, 30–31) – Святым Духом Симеону открыто, что Дитя, которое он держит на руках, и есть тот долгожданный Христос.

Но если большинство иудеев были уверены в том, что Мессия придет только к народу Израиля, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нем Спасителя всех народов.

Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 32) – Христос станет светом для язычников, не знавших истинного Бога, а потому и пребывающих во тьме.

Слова эти означают, что язычникам будет дано откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже будут спасены. Также и среди народа Израиля будет явлена слава, под которой понимается ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога, Который даст новое откровение в Иисусе Христе.

2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

(Лк. 2, 33–38)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33). Евангелист Лука в данном стихе особенно акцентирует внимание на Деве Марии как Матери Иисуса Христа, не называя Иосифа отцом. Сделано это по той причине, что в храме Божием в момент пророческого слова Симеона мнимое отцовство Иосифа не имеет никакого значения.

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35). Под благословением можно понимать как возложение рук Симеоном на голову Марии, так и устное пожелание благодати Божией.

Симеон видел в Богомладенце не только радость для мира, но и печаль: не все в Израиле примут Христа, так что Он станет причиной разделения и вражды. Не будет такого человека в иудейской среде, судьбу которого не затронули бы грядущие события, связанные с явлением Христа.

Кроме Симеона в храме, то есть во Дворе женщин, есть еще одна свидетельница – пророчица Анна. Это имя на еврейском языке звучит как Ханнá и означает «милость» или «благодать».

Что касается Анны пророчицы, о ней мы знаем только то, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37).

Анна была вдовой и пережила скорбь и горе, которые не только не ожесточили ее, но, напротив, лишь укрепили ее веру. Хотя по закону после смерти супруга разрешался повторный брак, Анна сохранила верность своему умершему мужу и не вступила в новый брак, согласно благочестивой традиции, которая была распространена в те времена. Ей было восемьдесят четыре года. Она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться.

Анна пророчица не отходила от храма (Лк. 2, 37). Впрочем, это вовсе не означает, что она жила в храме: там не было места, чтобы жить. Слова эти говорят о том, что Анна проводила все свое время в храме с детьми Божиими, участвуя в богослужениях и молитвах. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

Добрый пример смиренной человеческой жизни в молитве и надежде на Бога подают нам, дорогие братья и сестры, Симеон Богоприимец и Анна пророчица, указывая путь созерцания, на котором обязательно происходит встреча с Богом. К этому пути и должна стремиться каждая православная душа.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать