16 августа. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

16 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 18, ст. 23 - 35

 

23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(Мф. 18, 23-35)

 

В сегодняшний праздничный воскресный день мы слышим притчу о двух должниках. Важным моментом является контраст между долгами этих двух людей. Раб был должен своему государю десять тысяч талантов. Талант был самой большой денежной единицей, равнявшейся трем тысячам сиклей или двенадцати тысячам динариев. Таким образом, десять тысяч талантов были равны тридцати миллионам сиклей или ста двадцати миллионам динариев. Это был огромнейший долг, и видимо, Господь специально приводит такой контраст между двумя долгами. Такую сумму было трудно представить любому слушающему. Для сравнения: весь доход с провинции, включающей Идумею, Иудею и Самарию, составлял около шестисот талантов, а доход с более богатой провинции Галилеи был всего триста талантов. То есть долг был в разы больше, чем доходы тех, кто управлял этими областями Палестины. Можно ли представить себе такие суммы?

Тому рабу, который был прощен и помилован своим государем, его собрат должен был не так много, всего лишь сто динариев. Соотношение между ста двадцатью миллионами динариев и ста динариями колоссальное, разница в долгах огромная. Вся идея притчи заключается в том, что в ней проецируются, с одной стороны, наши отношения с ближними, с другой - наши отношения с Богом. То есть перед Богом мы оказываемся бесконечными должниками, и тем не менее Бог прощает нам все это. Здесь открывается идея отношений между Богом и человеком, которая проходит через весь Новый Завет. Господь говорит, что наше отношение к ближнему показывает наше отношение к Богу, и отношение Бога к нам будет таким же, каково наше отношение к ближнему.

Вспомним молитву Господню «Отче наш», где говорится: «Господи, прости мне прегрешения мои, оставь мне долги мои, как и я прощаю и оставляю должникам моим». Здесь видна параллель между отношением Бога к нам и нашим отношением к ближним. Без этого никакие отношения с Богом выстроить невозможно. Если наше сердце озлоблено, мы не прощаем своему брату долгов (не в прямом, но в переносном смысле), не прощаем ему греха, тогда и не должны удивляться тому, что Бог оставляет на нас наши грехи.

Милость, милосердие - одна из принципиальных новозаветных добродетелей всякого христианина. «Блаженны милостивые», - говорит Господь, то есть являющие милость и милосердие. И в этом открывается человеку блаженство. Залогом нашего помилования является доброе, искреннее и милосердное отношение к окружающим людям. Христианин всегда отличается этим качеством. Это есть свойство любви, ведь Господь приходит в мир и научает человека любви, и эта любовь - милующая, милосердствующая к каждому человеку. Господь каждому дарит свою любовь, и всякий может ее принять. Он говорит всем нам: «Поступай так же, следуй за Мной, научись быть таким же», потому что во Христе мы видим идеал жизни человека. Для нас, исполненных многих страстей, пребывающих в греховном состоянии, этот идеал во многом недостижим, но мы должны стремиться к нему.

Господь говорит в Священном Писании: «Не суди и не судим будешь», «каким судом судишь, таким и сам осудишься». То есть когда ты совершаешь суд над человеком, этим ты одновременно судишь самого себя перед лицом Божиим. Святой человек никогда не скажет о грехе своего ближнего, потому что он осознаёт и понимает свою духовную нищету. Путь к блаженству начинается с осознания и понимания своей духовной нищеты. К этому призывает нас Бог, когда говорит: «Пойми, в каком состоянии находишься ты сам, и будь милосерден к своему ближнему, и тогда Я буду милосерден к тебе. Делай дела добра, твори добро в этом мире, и оно вернется к тебе. И Я также буду совершать добро в отношении тебя: ты будешь долголетен, и все заповеди, которые ты исполнишь, принесут тебе благой плод». Вот почему милосердие и милость имеет такое огромное значение здесь, в нашем мире.

Мы не имеем права никого судить, потому что не знаем ни человека, ни его сердца, но мы имеем право совершать здесь милость и милосердие. Такой закон устанавливает в этом мире Господь. Как Бог прощает нам, так же и мы должны простить любого ближнего, как бы тяжело нам это ни было: это наше христианское призвание, через это нам открывается Бог и мы сможем по-настоящему заслужить прощение перед очами Божиими и достигнуть Царства Небесного.

Храни вас Господь!

Священник: Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать