16 декабря. И спросил Его некто ... Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

16 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 18–27.

 

18.18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18.19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

18.20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

18.21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

18.22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

18.23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

18.24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

18.25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

18.26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

18.27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

(Лк. 18, 18–27)

 

Рассказ о богатом юноше мы встречаем у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Каждый из авторов привносит в это повествование свои нюансы. Так, евангелист Матфей указывает на то, что вопрошавший был юношей, апостол Марк делает акцент на чистоте его помыслов, замечая, что Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10, 21). Лука, в свою очередь, пишет, что вопрошавший был из начальствующих (Лк. 18, 18).

Александр Павлович Лопухин указывает в своем труде «Толковая Библия», что греческое слово «ἄρχων τις» (Архон тис) может означать, что этот человек был предстоятелем синагоги. И это говорит нам о том, что юноша, будучи поставлен на высокий и уважаемый среди народа Израиля пост, был не формалистом в вере, но искренне искал живого общения с Богом в вечной жизни.

Данную историю часто понимают неверно. Многим кажется, что вся суть описанного события сводится к тому, что истинными последователями Христа могут стать лишь те, кто откажутся от своей собственности. Мол, только обрекая себя на добровольную нищету можно наследовать вечную жизнь. Но история богатого юноши совсем не об этом.

Он подбегает ко Христу с вопросом о том, что ему надо сделать, чтобы наследовать вечную жизнь? (Лк. 18, 18). При том, обращаясь к Господу, называет Его Учителем благим (Лк. 18, 18), что больше похоже на лесть или очередной громкий титул, которые Спаситель не любил. Он не отрицает того, что учит людей, но в первую очередь учит любить Бога, Того, от Которого исходит истинное благо – вечная жизнь. И как стать ее наследником, юноша может узнать только от благого Бога.

Блаженный Феофилакт пишет: «Почему Христос отвечал ему так: «“Никто не благ”? Потому что тот подошел к Христу, как к простому человеку и как одному из многих учителей. Христос как бы говорит так: “Если ты почитаешь Меня благим, как простого учителя, то в сравнении с Богом ни один человек не благ…” Кроме того… Господь дает ему и другой урок: если он хочет с кем-либо беседовать, то говорить должен без лести, а корень и источник благости знать один – Бога и Ему воздавать подобающую честь».

Бог уже открыл Своему народу путь к вечной жизни в Своих заповедях благого поведения: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою (Лк. 18, 20). Исполняющий данные Богом установления уже на пути к вечной жизни. И юноша, воспитанный с детства в законе Божием, строго соблюдает их, о чем и говорит Спасителю: все это сохранил я от юности моей (Лк. 18, 21). Заметим, что сердцеведец Господь, от взора Которого не может укрыться ничто, не останавливает его, не указывает на какую бы то ни было неправду, напротив, обращается к нему, говоря: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22).

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) замечает: «Этот призыв к полноте жизни, в которой уже нет недостатка, не имеет отношения к первоначальному вопросу о наследовании вечной жизни, которая наступит потом, которая еще далеко. Иисус уже теперь предлагает богатому человеку новую жизненную возможность, которая его заполнит целиком, – возможность следовать за Христом. Жизнь юноши, чтобы уже сейчас и здесь стать “небесной”, не должна исчерпываться исполнением заповедей».

Христос, предлагая богатому юноше продать свое имение и раздать деньги нуждающимся, не ставит дополнительное условие для вхождения в вечную жизнь, напротив, этими словами Он заверяет человека в том, что продажа имения не принесет ему убытка. Напротив, он обретет нетленные сокровища на небесах уже здесь и сейчас.

Услышав столь неожиданный призыв, богатый человек опечалился, потому что был очень богат (Лк. 18, 23). Видя отказ юноши, Господь с грустью замечает: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). Богатство не мешало ему исполнять заповеди, но помешало следовать за Христом, с Которым Царство Небесное уже сошло на землю. Богатство само по себе не несет опасность. Богатый человек, соблюдающий заповеди Божии, наследует жизнь вечную, но может упустить возможность войти в настоящую радость, в настоящее благо уже здесь – в земной жизни.

В самом начале программы мы отметили, что суть рассказа о богатом юноше вовсе не сводится к мысли о том, что лишь те, кто откажутся от своей собственности, могут войти в вечную жизнь. Этот рассказ обращен к каждому из нас, дорогие братья и сестры, невзирая на наше благосостояние или его отсутствие. Юноша оказался попросту самонадеянным человеком, хотя и исполнял установленные в законе нормы благочестивого поведения. В своем самонадеянии он не нашел полного ощущения грядущего спасения, вхождения в Царство Божие уже в земной жизни. А оно возможно! Но исключительно если мы сумеем пожертвовать всем ради следования за Христом.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы