Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 36 - 38; глава 10, ст. 1 - 8
9:36. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
9:37. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
9:38. итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
10:1. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
10:2. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
10:3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
10:4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
10:5. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
10:6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
10:7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
10:8. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
(Мф. IX, 36- X, 8)
Сегодня мы слышим хорошо известную нам историю о призвании двенадцати учеников, когда Господь в первый раз посылает их на проповедь, давая назидание о том, как они должны поступать, проповедуя о приближении Царства Божия, что должны делать и как вести себя в том служении, на которое Он их поставляет.
Обратим внимание на слова Спасителя, которыми заканчивается девятая глава «жатвы много, а делателей мало». Господь сжалился над толпами народа, которые были рассеяны и изнурены, как овцы, не имеющие пастыря. Образ пастыря и послушных овец, то есть пасомых - очень древний образ, который постоянно присутствует в Евангелии. Господь видит людей, души и сознание которых рассеяны, они не знают, куда и зачем им идти и к чему стремиться.
Здесь мы должны увидеть четкое противопоставление. Фарисеи - представители древней партии. В Древнем Израиле было четыре партии: саддукеи, ессеи, зилоты и фарисеи. Фарисеи смотрели на народ через призму своего благочестия и, как им казалось, очень близких и тесных отношений с Богом. Простой народ был для них простой соломой, которая должна быть сожжена, то есть видели в них настоящих грешников. Но Господь смотрит на людей по-другому: Он видит, что это люди, которым необходима помощь. Это тонкий момент, который мы должны применить к самим себе: как мы смотрим на окружающих людей? Это погибшие грешники или все-таки те люди, которые по-настоящему требуют помощи, хотя, может быть, сами не понимая этого. Господь говорит, что если согрешил против тебя брат, обличи его сам, потом приди с другим, и уже затем обличи перед лицом Церкви. Если же он не раскается, тогда пусть будет для тебя как грешник и мытарь. Но это не означает, что он будет забыт перед лицом Божиим. Господь входит к мытарям и грешникам и общается с ними, потому что никто никогда не потерян для Него. Этот удивительный принцип, который постоянно открывается нам со страниц Священного Писания.
С другой стороны, Господь говорит: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Делателей мало, и Господь хочет, чтобы каждый из нас был делателем, жнецом. Это хорошо отображается в самом свойстве и качестве Церкви, которую мы называем единой, соборной и апостольской. Апостольской она именуется не только потому, что устрояема святыми апостолами, но и является качеством самой Церкви, каждого ее члена, который апостоличен. Вспомним слова Спасителя «не поставляют светильник под спудом». Каждый христианин принимает в свое сердце этот евангельский свет и должен быть таким светильником. Он становится жнецом, может быть, не в столь глобальном смысле, как это проявляется в некоторых людях, но быть апостолом, свидетелем о вере Христовой, по крайней мере среди людей, с которыми общаешься, может каждый.
Начало X главы - это перечисление двенадцати простых людей, избранных Господом к этому великому служению, которое потребует от них всей их жизни. Мы знаем все эти имена, но вместе с тем очень мало знаем о самих апостолах: о ком-то чуть больше, о ком-то чуть меньше. Так или иначе эти имена запечатлены в истории Церкви, и мы прославляем апостолов, потому что ими было установлено заповедованное Самим Господом и была устроена Церковь.
Посмотрим внимательнее на этих людей. Прежде всего нас поражают два факта. Во-первых, это были самые простые люди: они не были богаты, не получили хорошего образования, у них не было какого-то особого положения в обществе. Господь ищет не столько людей необыкновенных, сколько обыкновенных людей, которые могут необыкновенно хорошо выполнять самую простую работу. Это были обычные рыбаки, и свойства их деятельности помогали им в апостольском труде, на которое их поставил Учитель. Господь смотрит на человека не с позиции того, что он собой представляет в этой жизни, но видит его изнутри: что он может представлять для вечности, какую пользу может принести. То есть это были самые простые люди, которые выполнили самую невероятную работу. Иногда нам кажется, что у нас нет сил совершить какие-то поступки, но Господь всегда дает такие возможности.
Второй момент, на который мы должны обратить внимание - все двенадцать учеников, которых призвал Господь, были совершенно разными людьми.
Матфей был сборщиком налогов, все смотрели на него как на предателя: он обирал свой народ, фактически в открытую воруя деньги (мы не раз говорили, что это была за профессия). И рядом с ним Симон Канонит, которого Лука называет Симон Зилот. Зилот означает ревнитель, и, возможно, он был из партии зилотов. Если бы в обычной жизни Матфей встретился с Симоном Зилотом, наверное, их встреча была бы крайне неприятной для Матфея как сборщика налогов.
Религия, как ее хотят представить в современности и как было в Древнем мире, служила средством для отделения людей друг от друга. Но Господь приходит в этот мир и показывает нам, что религия, наоборот, должна соединять людей и объединять их вместе, какими бы они ни были. В конечном счете Господь приходит в этот мир, для того чтобы объединить всех в единое целое и устрояет здесь Церковь, ибо она есть собрание верующих людей, от Бога установленное. К этому нас призывает Господь и показывает, что наша вера служит для того, чтобы мы были вместе, «едиными усты и единым сердцем» славили Бога, как говорится за Божественной литургией.
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!