15 июня. Жатвы много, а делателей мало

15 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 36 - 38; глава 10, ст. 1 - 8

 

9:36. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

9:37. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;

9:38. итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

10:1. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

10:2. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

10:3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

10:4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

10:5. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

10:6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

10:7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

10:8. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

(Мф. IX, 36- X, 8)

 

Сегодня мы слышим хорошо известную нам историю о призвании двенадцати учеников, когда Господь в первый раз посылает их на проповедь, давая назидание о том, как они должны поступать, проповедуя о приближении Царства Божия, что должны делать и как вести себя в том служении, на которое Он их поставляет.

Обратим внимание на слова Спасителя, которыми заканчивается девятая глава «жатвы много, а делателей мало». Господь сжалился над толпами народа, которые были рассеяны и изнурены, как овцы, не имеющие пастыря. Образ пастыря и послушных овец, то есть пасомых - очень древний образ, который постоянно присутствует в Евангелии. Господь видит людей, души и сознание которых рассеяны, они не знают, куда и зачем им идти и к чему стремиться.

Здесь мы должны увидеть четкое противопоставление. Фарисеи - представители древней партии. В Древнем Израиле было четыре партии: саддукеи, ессеи, зилоты и фарисеи. Фарисеи смотрели на народ через призму своего благочестия и, как им казалось, очень близких и тесных отношений с Богом. Простой народ был для них простой соломой, которая должна быть сожжена, то есть видели в них настоящих грешников. Но Господь смотрит на людей по-другому: Он видит, что это люди, которым необходима помощь. Это тонкий момент, который мы должны применить к самим себе: как мы смотрим на окружающих людей? Это погибшие грешники или все-таки те люди, которые по-настоящему требуют помощи, хотя, может быть, сами не понимая этого. Господь говорит, что если согрешил против тебя брат, обличи его сам, потом приди с другим, и уже затем обличи перед лицом Церкви. Если же он не раскается, тогда пусть будет для тебя как грешник и мытарь. Но это не означает, что он будет забыт перед лицом Божиим. Господь входит к мытарям и грешникам и общается с ними, потому что никто никогда не потерян для Него. Этот удивительный принцип, который постоянно открывается нам со страниц Священного Писания.

С другой стороны, Господь говорит: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Делателей мало, и Господь хочет, чтобы каждый из нас был делателем, жнецом. Это хорошо отображается в самом свойстве и качестве Церкви, которую мы называем единой, соборной и апостольской. Апостольской она именуется не только потому, что устрояема святыми апостолами, но и является качеством самой Церкви, каждого ее члена, который апостоличен. Вспомним слова Спасителя «не поставляют светильник под спудом». Каждый христианин принимает в свое сердце этот евангельский свет и должен быть таким светильником. Он становится жнецом, может быть,  не в столь глобальном смысле, как это проявляется в некоторых людях, но быть апостолом, свидетелем о вере Христовой, по крайней мере среди людей, с которыми общаешься, может каждый.

Начало X главы - это перечисление двенадцати простых людей, избранных Господом к этому великому служению, которое потребует от них всей их жизни. Мы знаем все эти имена, но вместе с тем очень мало знаем о самих апостолах: о ком-то чуть  больше, о ком-то чуть меньше. Так или иначе эти имена запечатлены в истории Церкви, и мы прославляем апостолов, потому что ими было установлено заповедованное Самим Господом и была устроена Церковь.

Посмотрим внимательнее на этих людей. Прежде всего нас поражают два факта. Во-первых, это были самые простые люди: они не были богаты, не получили хорошего образования, у них не было какого-то особого положения в обществе. Господь ищет не столько людей необыкновенных, сколько обыкновенных людей, которые могут необыкновенно хорошо выполнять самую простую работу. Это были обычные рыбаки, и свойства их деятельности помогали им в апостольском труде, на которое их поставил Учитель. Господь смотрит на человека не с позиции того, что он собой представляет в этой жизни, но видит его изнутри: что он может представлять для вечности, какую пользу может принести. То есть это были самые простые люди, которые выполнили самую невероятную работу. Иногда нам кажется, что у нас нет сил совершить какие-то поступки, но Господь всегда дает такие возможности.

Второй момент, на который мы должны обратить внимание - все двенадцать учеников, которых призвал Господь, были совершенно разными людьми.

Матфей был сборщиком налогов, все смотрели на него как на предателя: он обирал свой народ, фактически в открытую воруя деньги (мы не раз говорили, что это была за профессия). И рядом с ним Симон Канонит, которого Лука называет Симон Зилот. Зилот означает ревнитель, и, возможно, он был из партии зилотов. Если бы в обычной жизни Матфей встретился с Симоном Зилотом, наверное, их встреча была бы крайне неприятной для Матфея как сборщика налогов.

Религия, как ее хотят представить в современности  и как было в Древнем мире, служила средством для отделения людей друг от друга. Но Господь приходит в этот мир и показывает нам, что религия, наоборот, должна соединять людей и объединять их вместе, какими бы они ни были. В конечном счете Господь приходит в этот мир, для того чтобы объединить всех в единое целое и устрояет здесь Церковь, ибо она есть собрание верующих людей, от Бога установленное. К этому нас призывает Господь и показывает, что наша вера служит для того, чтобы мы были вместе, «едиными усты и единым сердцем» славили Бога, как говорится за Божественной литургией.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать