15 августа. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает

15 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 19, ст. 3 - 12

 

3. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

6. так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8. Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

9. но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12. ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

(Мф. 19, 3-12)

 

В этом евангельском отрывке фарисеи обращаются ко Христу, как подчеркивает евангелист Матфей, искушая Его, с вопросом, который был в те времена столь же острым, как и сейчас. По вопросу развода у иудеев не было единства, и фарисеи намеренно хотели вовлечь Христа в эту внутреннюю дискуссию.

У иудеев были самые высокие в мире нормы брака: он был священной обязанностью. Ветхий Завет полностью построен на принципе продолжения рода, и отсюда брак есть святая обязанность всякого человека. Оставаться холостым после достижения двадцатилетнего возраста, за исключением тех, кто всецело посвятил себя изучению закона, означало нарушение заповеди «плодитесь и размножайтесь». В представлении иудеев человек, у которого не было детей, фактически убивал свое потомство и умалял образ Божий здесь, на земле.

У фарисеев были разные представления о разводе. Идеал брака был достаточно высок, но на практике была иная ситуация. Вопрос с разводом решался исходя из двух позиций. Во-первых, женщина в принципе не могла развестись с мужчиной: она считалась вещью и у нее вообще не было никаких прав. Мы уже говорили, что иногда иудей молился таким образом: «Благодарю тебя, Господи, что я не родился язычником, рабом или женщиной». Иудей четко знал и понимал, что женщина здесь не имеет никак прав. Молодая девушка до своего супружества принадлежала отцу, а после - мужу. Супруг мог развестись со своей женой, но жена никоим образом не могла выйти из повиновения и подчинения мужу. Во-вторых, сам процесс развода был чрезмерно прост и был основан на отрывке из слов Моисея, который приводят фарисеи, хотя напрямую он не цитируется . «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» - это прямая цитата из книги Второзакония (гл. 24, ст.1).

Используя эти слова Моисея, фарисеи строили два направления своих рассуждений. Одни говорили примерно в том же ключе, в котором говорит Господь, но без какой-то конкретики или той строгости, с которой относится к браку Христос: по их мнению, развод возможен только по вине прелюбодеяния, блуда и каких-то иных причин, связанных именно с супружеским ложем. Другое направление толковало высказывание Моисея более широко, основываясь на словах «если жена не найдет благоволения в глазах мужа». Под неблаговолением могло пониматься все что угодно: обед был приготовлен не так, как захотел супруг, жена оказалась менее красивой, чем проходящая мимо женщина, или она разговаривала с каким-либо мужчиной на улице, - все это могло стать причиной развода. И получается, что, с одной стороны, высота и идеал брака, но с другой - бракоразводный процесс совершался очень легко и быстро. Поэтому учителя иудейские и фарисеи спорили между собой и хотели услышать мнение Христа.

Господь обращается к самому началу человеческой истории и говорит, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их, сказав: «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Он объясняет, что для каждой соединяющейся пары развод уже в принципе невозможен, подобно паре Адама и Евы, для которых этого не могло быть: тогда еще не было других людей и они могли сочетаться только друг с другом. Так же и в браке: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Фарисеи спрашивают Христа: «Почему же Моисей дал такой закон?» Но Господь уточняет, что это был не закон, а попущение по жестокосердию человеческому. Итак, настоящей основой брака является любовь, о которой мы читаем в Священном Писании, то есть любовь, преодолевающая гордость. Отсюда идеал брака - это всегда идеал отношений, в основе которых лежит смирение друг перед другом, понимание, осознание другого человека, потому что подлинная любовь способна понять другого и принять его. Другими словами, такая любовь есть подлинная Христова любовь, которая знает, что найдет себя в самозабвении, не ищет своего, как говорит апостол Павел, и, потеряв себя, обретает полноту.

Ученики Христа говорят, что если такова обязанность к жене, может, то лучше совсем не жениться. Тогда Господь сказал о скопцах и что не все вмещают слово сие, но «кто может вместить, да вместит». Некоторые толкователи считают, что в этой фразе речь идет о посвящении себя Богу, о безбрачии, обете девства. Но, может быть, Господь здесь имел в виду как раз отношения между мужчиной и женщиной. То есть не все вмещают это слово, но есть скопцы, которые либо добровольно, либо по принуждению, либо от рождения оказались не способными к тому, чтобы иметь семью. И дальше Господь говорит: «Кто может вместить, да вместит» . То есть брак и супружество - это закон, данный Богом человеку, это великое служение, которое Бог определил для каждого из нас.

Храни вас Господь!

Священник: Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать