14 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

14 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Некоторые вопросы по Священному Писанию неразрывно связаны с пониманием и современной православной практики. Один из таких вопросов нам прислала Ольга:

Дева Мария после рождения своего Сына должна была принести в храме жертву «за грех». О каком грехе идет речь для женщины, родившей ребенка в браке? Является ли правило, ограничивавшее женщину в течение определенного времени после родов в посещении храма, которому должна была следовать и Богородица, всего лишь ветхозаветным или оно перешло уже и в Новый Завет? Ольга Холод

Предлагаю обратить наш взор к тексту Евангелия от Луки, где описываются события Сретения Господня, чтобы более подробно порассуждать на тему вопроса.

2.22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

2.23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

2.24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

(Лк. 2, 22–24)

Женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении. По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех. Вот как написано в книге Левит:

12.1. И сказал Господь Моисею, говоря:

12.2. Скажи сынам Израилевым: «Если женщина зачнет и родит младенца мужского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста.

12.3. В восьмой же день должна быть у него обрезана крайняя плоть его;

12.4. и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.

12.5. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.

12.6. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания, к священнику.

12.7. Он принесет это пред Господом и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужского или женского пола.

12.8. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста».

(Лев. 12, 1–8)

Принесение агнца (барашка) было довольно дорогостоящей жертвой, и поэтому в законе было предусмотрено так называемое «жертвоприношение бедных». Именно такую жертву принесла Дева Мария.

Также согласно закону каждый перворожденный мужского пола, как среди детей, так и среди животных, был посвящен Богу. Этот закон указывал на милосердие Бога как источника жизни. В книге Чисел поясняется, что первенец из людей должен быть выкуплен (Чис. 18, 15–16).

В законе установлено, что за сумму в пять шекелей (приблизительно семьдесят два с небольшим граммов серебра) родители могли выкупить у Бога своего сына. Эти деньги уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения. При этом приносить ребенка в храм было не обязательно. Но так как Иисус был туда принесен, а также учитывая, что евангелист не упоминает о выкупе за Младенца, из этого может следовать, что Он был посвящен для служения Богу, как некогда Самуил.

Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву (Лк. 2, 22). Нечистой считалась только мать, но не отец ребенка. Возможно, местоимение «их» было употреблено, чтобы показать верность Иосифа в служении Деве Марии и Богомладенцу Христу. А возможно, что евангелист под местоимением подразумевает мать и ребенка, как наследников иудейской традиции. Но так или иначе, остается загадкой, почему евангелист употребил множественное число в данном контексте.

Давайте также порассуждаем, для чего Той, кто до Рождества, в Рождестве и после Рождества пребыла Девой, необходимо было соблюдать правила закона, которые были указаны для обычных женщин? Ведь бессеменное зачатие и непорочное рождение исключали всякую нечистоту.

Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Есть обстоятельства, в которых, хотя закон и не обязывает сам собою, должно, однако же, исполнить его в точности, частью для того, чтобы не соблазнить ближнего, частью, чтобы подать ему наставление. Ее совершенная чистота была тайною, которой еще надлежало остаться не ведомою. Поэтому Она не могла оставить общую обязанность, не показавшись как бы нарушительницей закона, то есть не подавши соблазна; в сем случае повиновение закону было для Нее обязанностью любви».

Как мы видим, понятия о ритуальной нечистоте были весьма четко прописаны в книгах закона Моисея. Касательно нечистоты женщины после рождения ребенка, то она основана на особом отношении иудеев к крови. Мы можем вспомнить в качестве примера историю с кровоточивой женщиной, прикоснувшейся к краю одежды Иисуса.

До тех пор, пока женщина могла иметь послеродовое кровотечение, пока не затянулись ее раны, – она находилась в покое, ее не беспокоили различными ритуалами иудейской религиозной культуры.

Да и в современной православной практике женщина в течение сорока дней не посещает храм и не учувствует в Таинствах. Это не означает, что она считается нечистой и священники должны сторониться от нее как от прокаженной. Ведь согласно канонам Церкви, если есть большая нужда, то священники у такой женщины и исповедь примут, и пособоруют ее, и причастят Святых Христовых Таин.

Многие из святых отцов видят в данном церковном правиле, которое предписывает после рождения женщине не посещать храм, педагогическую, мудрую цель. Ей необходимо не бежать в храм на исповедь и причастие, а всем своим умом и сердцем прилепиться к своему чаду, не оставлять его ни в коем случае. А время посещения храма еще придет. Главное, нам, дорогие братья и сестры, помнить, что всему свое время.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы