14 марта. То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил...

14 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня первый день Великого поста. Великий пост – это особое время воздержания, молитвы, покаяния и духовного делания, в котором святые отцы особое место уделяют богомыслию, то есть рассуждению о Боге через чтение богословских трудов и книг Священного Писания.

За богослужениями в будние дни святой Четыредесятницы Евангелие не читается, и поэтому мы с вами имеем прекрасную возможность внимательно рассмотреть Священную евангельскую историю, сопоставляя тексты всех четырех Евангелистов.

Среди всех новозаветных авторов особо выделяется евангелист Лука. Он единственный начинает свое повествование с небольшого пролога, в котором указывает причины, цель и методы написания книги. Хотя другие евангелисты тоже начинают свое повествование с короткого пролога, их прологи имеют отношение к Иисусу Христу, но ничего не говорят о замысле автора. Кроме того, Лука строит пролог по всем правилам современной ему литературной риторики.

Предлагаю вместе прочитать пролог Евангелия от Луки глава 1, стихи с 1 по 4.

1. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,

2. как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

(Лк. 1, 1–4)

В самом Евангелии мы не встречаем указания на автора данного текста, и Церковное Предание приписывает его апостолу Луке, тому самому, о котором апостол Павел упоминает как о своем спутнике в Посланиях к Колоссянам, Филимону и Тимофею. Вероятно, что Лука написал данное Евангелие в 60-70-е годы по Рождестве Христовом.

Главным поводом к созданию данного Евангелия послужил тот факт, что весть об Иисусе Христе широко распространилась за пределы первоначальных общин и мест, которые посещал Сам Господь.

Из пролога мы узнаем, что к моменту написания своего Евангелия автор уже располагал значительным количеством письменных текстов о событиях земной жизни Спасителя. Возможно, это Евангелия Марка и Матфея, а также различные сборники речений Иисуса или апокрифические тексты, которые в дальнейшем не войдут в канон Священного Писания Церкви.

Примечательно, что евангелист Лука не удовлетворился имеющимися текстами, повествующими о земной жизни Спасителя и Его проповеди Царства Божиего. Он сам начинает исследовать все факты, в том числе и представленные очевидцами. Таким образом, мы узнаем, что автор пользовался не только письменными источниками, но и воспоминаниями очевидцев и участников событий. В прологе они названы служителями Слова. В Евангелии от Луки понятие Слово употреблено в традиционном библейском понимании: это Слово Бога, Его Весть людям, в данном контексте принесенная Сыном Божиим Иисусом Христом. О другом понимании Слова как Самого Иисуса Христа, которое употребляет евангелист Иоанн мы с вами, дорогие братья и сестры, поговорим в нашей завтрашней программе.

Хотя, как мы уже отмечали, автор данного Евангелия ничего не сообщает о себе, тем не менее нам известен конечный адресат: это некий достопочтенный Феофил. Определение достопочтенный, возможно, имеет значение официального титула, наподобие дореволюционного обращения «Ваше превосходительство». А сам Феофил – это некий чиновник Римской империи, с которым Лука был знаком лично.

Но возможно, что автор использует литературный прием, обращаясь к каждому читателю-христианину, потому как Феофил в переводе с греческого языка означает «любящий Бога». Он намекает на то, что достопочтенный Феофил уже был наставлен в учении и знает об Иисусе Христе и о том, что значит следовать за Ним. Таким образом, мы можем предположить, что Лука обращает данный труд к новообращенным, желающим узнать больше о христианском учении.

Мы же с вами, дорогие братья и сестры, может быть, в большинстве и не новообращенные христиане, но очень надеюсь, что «феофилы», то есть те, кто любят Бога и стремятся узнать о Нем больше.

Незадолго до Великого поста в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте» мы открыли обсуждение, в котором вы, дорогие братья и сестры, можете задавать вопросы, возникающие у вас при чтении Четвероевангелия. Мы постараемся ответить на эти вопросы в наших передачах во время Великого поста.

Один из вопросов звучит так: «Отец Пимен, дома читают Евангелие на первой неделе поста? Или нет? Вразумите».

Дорогая Ирина, благодарим Вас за вопрос! Святая Церковь никогда не запрещает читать Священное Писание, особенно Евангелие. И если в другие дни Церковь преподает для назидания особо установленные отрывки Священного Писания, то в дни Великого поста предоставляет каждому христианину возможность свободно читать Евангелие в том количестве, которое необходимо ему для богомыслия. Дополнить ответ на Ваш вопрос я бы хотел, процитировав нашего коллегу, отца Михаила Ромадова, который в конце каждой передачи «Читаем Апостол» указывает на «необходимость ежедневного чтения слова Божиего, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление». Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать