13 августа. Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне

13 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 24, ст. 13 - 28

 

13. претерпевший же до конца спасется.

14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —

16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,

21. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте.

24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25. Вот, Я наперед сказал вам.

26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте;

27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28. ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

(Мф. 24, 13-28)

 

Сегодня Святой Церковью предлагается отрывок из 24-й главы Евангелия от Матфея, в которой повествуется о событиях грядущих дней и событиях кончины мира. Этот евангельский отрывок может быть несколько труден для понимания, потому что здесь перекликаются две темы. С одной стороны, речь идет о Втором Пришествии Спасителя, когда совершится Суд над всей вселенной: все народы предстанут перед лицом Божиим, и всякий живший когда бы то ни было человек даст ответ за всю свою жизнь. С другой стороны, здесь говорится о конкретных событиях, которые произойдут: падении Иерусалима и разрушении храма. Эти две темы сильно перекликаются, и если читать этот отрывок не совсем внимательно, можно до конца не понять, о чем здесь повествуется.

Евангелист Матфей несколько компилирует речи Христа: продолжительная речь Господа из 24-й главы, скорее всего, составлена из нескольких речей Спасителя, сказанных Им и о падении и разрушении Иерусалима, и о кончине мира и будущем суде. Поэтому, разбираясь с этим отрывком, нужно четко определить, где граница между одной темой и другой.

Мы знаем, что осада Иерусалима была одним из самых ужасных событий за всю историю Древнего Израиля. Иерусалим было действительно трудно взять: это был город, который стоял на горе, более того, его защитники были религиозные фанатики. И тогда Тит -полководец Римской империи, руководивший всей кампанией по взятию Иерусалима - решил взять этот город измором. Если мы прочтем «Иудейскую войну» Иосифа Флавия (один из авторитетнейших источников), то увидим ужасные картины той войны, которые он подробнейшим образом описывает в своей книге.

Господь говорит о мерзости запустения в 15-м стихе. Сложно сказать, что такое «мерзость запустения», эта фраза взята из книги пророка Даниила (гл. 12, ст. 11), но там речь идет о поставлении мерзости запустения в храме. Отправной точкой книги Даниила является следующее: в 170 году до Рождества Христова сирийский царь Антиох I Епифан решил искоренить иудаизм и ввести в Иудее греческую религию и греческий образ жизни. Поэтому он захватил храм и осквернил его: установил там жертвенники Зевсу Олимпийскому, принося в жертву различных животных, в том числе и свиней, а в помещениях храма были устроены публичные дома. Это было сделано для того, чтобы полностью искоренить иудейскую религию.

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь предсказывает, что подобного рода ситуация повторится снова и святая святых - храм, который был заветной мечтой и центром жизни каждого иудея, - будет вновь осквернен, как это уже однажды случилось. Более того, Господь говорит, что в Иерусалим вернутся те ужасные события, но только на этот раз уже не будет того, кто мог бы что-то противопоставить этой катастрофе, не будет Иуды Маккавейского, будет лишь окончательное и тотальное разрушение всего. И мы знаем, что храма нет: он был разрушен, все было разграблено. По свидетельству Иосифа Флавия, когда римские войска ворвались в город, около 97 тысяч людей в Иерусалиме были взяты в плен, а погибших насчитывалось более 1 миллиона: тех, кто погиб, защищая город, и тех, кто умер в нем от голода. Иосиф Флавий говорит, что когда римляне взяли Иерусалим и начали его грабить (как делали это всегда), то были охвачены ужасом, руки не поднимались совершить грабеж, потому что они видели огромное количество людей, умерших семьями: опухших от голода и лежавших на улицах и в своих домах. Римские войска пришли в ужас, встретившись лицом к лицу с этим, и выходили из города, ни к чему не прикоснувшись.

Господь конкретно говорит, что Иерусалим будет разрушен, - и это свершилось. Поэтому не случайно Спаситель дает очень четкие жизненные советы, говоря, что когда все это совершится, надо бежать в горы, то есть оставить город и не возвращаться в дом свой. Здесь идет речь о конкретном, локальном событии, связанном с взятием города и разрушением храма, а не о событии Второго Пришествия, от которого мы нигде не спрячемся: ни в горах, ни в лесах.

Иисус говорит: «Кто на кровле, не надо сходить в дом и брать что-то, не следует брать даже одежду, нужно бежать. И горе беременным и питающим сосцами в те дни». А дальше темы пересекаются, и начинается тема Второго Пришествия: о том, что восстанут многие лжехристы и те, кто будут соблазнять и искушать народ, может быть, подталкивать его на какие-то религиозные и национальные восстания. Господь призывает не верить этому. Один из признаков Второго Пришествия - появление лжехристов и лжепророков, эта истина открывается нам и в книге Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Господь говорит о Втором пришествии так: «Как молния проходит от одного края неба до другого, так будет и пришествие Сына Человеческого во славе: никто не скроется от этого и для всех это будет ясно и понятно».

В конце звучат слова «где труп, там соберутся орлы» . Это некая поговорка, понятная каждому: там, где труп, появляются орлы, являясь знамением того, что он здесь находится. И в этом отношении Пришествие будет ясным и понятным: оно произойдет тогда, когда будут явлены все те признаки, о которых говорит Господь в Священном Писании.

Храни вас Господь!

Священник: Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать