Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Совсем недавно мы говорили о событии принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский храм после дней очищения Девы Марии и о встрече Святого семейства с праведным Симеоном.
В данной программе мы продолжим изучать историю этого события. И начнем с пророческого гимна Симеона Богоприимца:
Евангелие от Луки, глава 2, стихи 28–32
2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
2.29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
2.30. ибо видели очи мои спасение Твое,
2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
(Лк. 2, 28–32)
Перед нами третий знаменитый гимн из Евангелия от Луки, который является неотъемлемой частью ежедневного богослужения Православной Церкви.
Ныне отпускаешь (Лк. 2, 29) – Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он увидел Мессию и может спокойно умереть. Сбылась его мечта, исполнилось обещанное Духом Святым, и он держит в своих объятиях Божественное Дитя. Настал самый главный момент жизни Симеона, которого он так долго ждал. Он преисполнен смирения и воспринимает себя как «слугу Господня», который стал свидетелем эры спасения человечества. Поэтому он и преисполнен умиротворения и глубокой благодарности Богу.
Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк. 2, 30–31) – Симеону открыто Святым Духом, что дитя, которое он держит на руках, и есть Тот долгожданный Христос. Но если большинство иудеев были уверены в том, что Мессия придет только к Израилю, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нем Спасителя всех народов.
Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 32) – Христос станет светом для язычников, не знавших истинного Бога и поэтому пребывавших во тьме. Свет означает, что язычникам будет дано откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже будут спасены. Так же и среди народа Израиля будет явлена «слава», под которой понимается ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога, который даст новое откровение в Иисусе Христе.
Евангелие от Луки, глава 2, стихи 33–38
2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
(Лк. 2, 33–38)
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33). Евангелист Лука в данном стихе особо делает акцент на Деве Марии как Матери Иисуса Христа, не называя Иосифа отцом. Так как в храме Божием в момент пророческого слова Симеона мнимое отцовство Иосифа не имеет никакого значения.
Но так или иначе Святое семейство стало свидетелем чудесного проявления Божественной силы и откровения, чему оно «дивилось», то есть изумлялось. Это не говорит о том, что оно услышало что-то новое. Это состояние людей, соприкоснувшихся с благодатью Господней.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35). Под благословением можно понимать как возложение рук Симеоном на голову Марии, так и устное пожелание благодати Божией.
Симеон видел в Богомладенце не только радость для мира, но и печаль: не все в Израиле примут Христа, так что Он станет причиной разделения и вражды. Не будет такого человека в иудейской среде, судьбу которого не затронули бы грядущие события, связанные с явлением Христа.
Да и самой Матери Божией, по словам Симеона, оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Она будет страдать и болеть душой, когда Ее Сын станет предметом пререканий, в особенности же – когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте. Ощущение, которое Она при этом испытает, будет таким болезненным, словно через сердце пройдет меч.
Кроме Симеона в храме (то есть во дворе женщин) есть еще одна свидетельница – пророчица Анна, чье имя на еврейском языке звучит как Ханна и означает «милость» или «благодать».
Что же касается Анны Пророчицы, то о ней мы знаем только, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37).
Анна была вдовой. Она пережила скорбь и горе, но они не ожесточили ее – напротив, лишь укрепили ее веру. Хотя по закону разрешался повторный брак после смерти супруга, Анна (по благочестивой традиции, которая была распространена в те времена) сохранила верность своему умершему мужу и не вступила в новый брак.
Ей было 84 года. Она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться. Она не отходила от храма (Лк. 2, 37), но это не значит, что она жила в храме (там не было места, чтобы жить). Анна проводила все свое время, участвуя в богослужениях и молитвах, в храме Божием с детьми Божиими. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Симферополь. Форум «Женщины как мироносицы»
Москва. Студия игры, слова и дела «Тут культура»
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!