12 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

12 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В официальную группу православного телеканала «Союз» продолжают поступать вопросы по текстам Четвероевангелия. Иногда у телезрителей возникает сразу несколько вопросов. К примеру, Кирилл задал шесть вопросов. Сегодня мы постараемся ответить на часть из них.

Первый вопрос звучит так:

В некоторых местах мы читаем о предсказании рождения Христа, и где-то предсказывается, что ему нарекут имя Эммануил, а где-то Иисус, но по звучанию и по значению эти имена абсолютно разные, так почему же существуют эти «как бы» противоречия? Кирилл Борисочкин

Действительно, описывая события Рождества Христова, евангелист Матфей пишет:

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 22–23)

Это слова пророчества Исаии. Как и многие пророки, возвещавшие народу Израиля о грядущем Мессии, Исаия не указывает на личное имя Спасителя. Его задача была в ином – явить характерные свойства Христа.

Имя Эммануил переводится как «с нами Бог» и должно было открыть читателю, что в Мессии будет явлено особое благоволение Божие, что Бог будет присутствовать в этом человеке.

В Ветхом Завете мы встречаем и другие имена, которые давали пророки будущему Спасителю мира.

В Книге пророка Исаии:

Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6).

В Книге пророка Иеремии:

В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!» (Иер. 33, 16).

В Книге пророка Захарии:

И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим (Зах. 6, 12–13).

Таким образом, мы можем видеть, что у Спасителя в пророчествах было множество имен. Да и на страницах Евангелия мы встречаем такие эпитеты, как Сын Человеческий, Агнец Божий, Пастырь Добрый, Сын Давидов, Царь Иудейский и многие другие. Но только одно имя выделяется из всех остальных – это имя Иисус, так как оно означает конкретную личность Богочеловека Христа, жившего в определенный период времени, в определенной местности, с присущей ей одной индивидуальностью. Поэтому в данном вопросе нет никаких противоречий.

Следующий вопрос:

Евангелие от Марка, глава 3, стих 5: И, воззрев на них с гневом. Ведь Господь есть любовь, а гнев есть противоположность ей. Так отчего Христос гневался? Кирилл Борисочкин

Признаться, я и сам задавался этим вопросом, а ответ нашел в книге «О граде Божием» Блаженного Августина, который пишет: «Если волнение, а также состояния, которые возникают из любви к добру и почтения к святости, называть пороками, тогда придется допустить, что настоящие пороки являются добродетелями. Однако, если следовать здравому смыслу, кто осмелится назвать болезнями и порочными страстями такие состояния, когда они к месту? Ведь Сам Господь, Который счел достойным жить человеческой жизнью в образе раба (ср. Фил. 2, 7), не имея на Себе никакого греха, позволял Себе подобные состояния, когда это было уместно. Вполне естественно, что Он, обладая истинно человеческим телом и истинно человеческой душой, знал и истинно человеческие чувства. Евангелие не ошибается, когда говорит о чувствах Христа: что Он омрачается жестокосердием иудеев, радуется за тех, кто поверил (Лк. 10, 21; Ин. 15, 11), плачет при воскрешении Лазаря (Ин. 11, 33), жаждет вкусить Пасху со Своими учениками (Лк. 22, 15); что душа Его печалится, когда приближается страдание (Ин. 12, 27)».

Наш гнев часто вызван эгоизмом, когда задевают нас за живое и мы ополчаемся на конкретных людей. Гнев Спасителя иного рода. Это гнев – сокрушения о человеческой черствости, и обращен не на конкретную личность, но на грех. Дай Бог и нам уметь проявлять правильный гнев без эгоизма, по словам неизвестного мне автора: ненавидь грех, но люби грешника.

Следующий вопрос:

Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8–10. Господь прямо указывает на то, что не должно называть никого отцами и учителями, ибо Он один для всех и Отец, и Учитель, но мы называем священников отцами и учителями. Почему так? Кирилл Борисочкин

Ответ на Ваш вопрос кроется в самих словах Спасителя: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос (Мф. 23, 8). По мнению Блаженного Феофилакта, Блаженного Иеронима, Евфимия Зигабена и Александра Павловича Лопухина, Господь запрещает страстно желать называться «учителем», как это делали, к примеру, фарисеи. С другой же стороны, если человек преподает полезные знания, то ради уважения нет препятствия к тому, чтобы его называли учителем.

Касательно слов Христа об «отцовстве», их тоже не следует понимать в прямом значении. У каждого есть родители, заповедь о почтении к которым Господь не отменял. Главное – помнить, Кто является первопричиной нашей жизни, Творцом этого мира, как писал Блаженный Иероним: «Иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное – по милости. Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту».

Касательно обращения к лицам духовного звания, то оно имеет историческое обоснование в послании апостола Павла, который писал в Первом послании к Коринфянам:

Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15).

Если же лицо духовного звания учит и проповедует, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое он проповедует, не его собственное, и он только ведет ко Христу, то ему, как и апостолу, ничто не мешает, со смирением, принимать от людей звание духовного отца.

Завтра мы продолжим вместе с вами искать ответы на вопросы по Священному Писанию.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы