Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 14 - 17
14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
(Мф. IX, 14-17)
К Господу подходят Иоанновы ученики с вопросом: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Существует толкование, что ученики фарисейские, подстрекая Иоанновых учеников, побуждают их идти с таким вопросом. Фарисеи были крайне недовольны всем, что делал Христос: тем, что Он говорил, чему учил Своих учеников, и соответственно были недовольны их поступками. Можно вспомнить, как однажды субботним днем ученики Христа шли через засеянные поля, срывали пшеницу, растирали молодые зерна и ели их. Это не было запрещено законом, но фарисеям очень хотелось найти какое-то нарушение, и они задавали вопросы, почему ученики нарушают субботу. Так же и здесь был не столько важен вопрос поста, сколько был нужен повод настроить людей против Христа. Видимо, фарисеи знали, что некоторые ученики Иоанна Предтечи, ревниво относятся к Иисусу Христу: некоторые из соучеников ушли к Нему, например Петр, Иоанн, Андрей, ставшие Его апостолами. Причем ревность была такая, что оставшиеся ученики не хотели слушать даже своего учителя Иоанна, который говорил: «Не я Христос, а Иисус из Назарета. Он агнец, Который берет на Себя грехи мира. Он исправит все». Но им не хотелось слушать своего учителя. Возможно, в этом было обыкновенное человеческое тщеславие: хорошо, чтобы Иоанн был Христом, тогда мы были бы апостолами. Но что им мешало стать учениками Спасителя мира? Это вопрос тайны внутреннего выбора человека.
К тому моменту Иоанн Предтеча был схвачен и посажен в темницу, поэтому ученики его, конечно, были исполнены печали и горя, и, возможно, еще и поэтому налагали на себя пост, как явление в данном случае скорбное и печальное. Пост был присущ иудейской традиции, причем люди могли поститься по своему обету, в знак скорби или готовя себя к какому-то событию. Вся наша жизнь наполнена событиями, когда человек может добровольно лишать себя чего-то ради каких-то целей. Для учеников Иоанна в данном случае пост был знаком скорби и печали. Кроме того, видя постоянную радость на лицах апостолов, их воодушевление и энергичность, они, видимо, в какой-то степени завидовали им, и поэтому задают этот вопрос. Здесь мы видим нарушение в понимании смысла поста. Если рассматривать пост как некое горе, тогда непонятно, для чего он нужен. Христианство понимает пост как воздержание от чего-то, ради того, чтобы быть в радости. Воздержись от ненужного, чтобы душа твоя была способна воспринять благодать Божию и радость твоя возросла.
Господь, вразумляя Иоанновых учеников, говорит: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» По иудейской традиции свадебные торжества зачастую продолжались целую неделю, все старались, чтобы радость была продолжительная, наполненная ликованием и восторгом. Часто для людей это было единственным поводом почувствовать себя в легкости и довольстве. Даже бедные семьи стремились к этому. Приезжали родственники, друзья, знакомые - все разделяли радость с молодоженами. Сынами чертога брачного, детьми свадебного пира называли друзей и подруг жениха и невесты, которые, конечно, были приближены к ним в течение этих дней, разделяя их радость и постоянно пребывая в ликовании. Потому Господь и спрашивает, как могут они печалиться, когда находятся рядом с женихом и невестой. И как могут печалиться апостолы, которые так же находятся на свадебном пире? Христос здесь уподобляет Себя Жениху, а Церковь как общество верующих - невесте. Когда жених пришел к своей возлюбленной невесте, как могут печалиться его друзья?
Далее Господь подчеркивает: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Тем самым Он говорит, что четко знает, что будет дальше: придут, возьмут и распнут Его, и апостолы разлучатся с любимым Учителем, тогда они будут переживать и печалиться, тогда будут поститься. Но пока это время не наступило.
Мы же должны извлечь урок, что, где Христос, там настоящая радость, которая не заканчивается. Если в нашем сердце Христос, какая может быть печаль?
Все это иудеям понять было сложно, потому что они привыкли к определенным правилам религиозной жизни. Иудеи - люди ортодоксальные, крепко держащиеся за старое, ветхое, им было сложно принять что-то новое. Поэтому они часто говорили Христу, что Он нарушает какие-то традиции и законы. Хотя Он ничего не нарушал, людям так казалось, поскольку было непривычно смелым. В субботу надо сидеть бездвижно дома, а Он исцеляет больного. При этом Господь поясняет: «Разве вам не жалко человека? Если можно сделать доброе дело, а ты не делаешь, ведь это грех». Но привыкнув к речам иудейских учителей, которые говорили о нарушении закона, люди соблазнялись именно новизной и жизнью, которую принес Господь.
Об этом и говорит Спаситель: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже». Ветхую одежду невозможно бесконечно чинить, рано или поздно от нее надо просто отказаться, чтобы пребывать в одежде новой. Человек, который держится только за старое и не желает принимать ничего нового, «консервирует» свою жизнь и душу и перестает быть живым.
«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Мехи - кожаный мешок, в котором переносили жидкости. Если кожа старая и ссохлась, а в нее налить молодое вино, в котором еще идет процесс брожения, оно просто разорвет его винными газами. Поэтому молодое вино никогда не наливают в старые мехи. Так и человеческая жизнь: если человек не желает принимать ничего нового, но держится только за старое, тогда все новое кажется ему вредоносным. Что и произошло с иудеями. Господь принес возможность новой, настоящей жизни, но для этого нужна была смелость, нужны были слушающие, которые решатся отказаться от того, что удерживает их в ветхом состоянии и пойти в жизнь новую.
Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!