12 июня. Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених

12 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 14 - 17 

 

14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

(Мф. IX, 14-17)

 

К Господу подходят Иоанновы ученики с вопросом: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Существует толкование, что ученики фарисейские, подстрекая Иоанновых учеников, побуждают их идти с таким вопросом. Фарисеи были крайне недовольны всем, что делал Христос: тем, что Он говорил, чему учил Своих учеников, и соответственно были недовольны их поступками. Можно вспомнить, как однажды субботним днем ученики Христа шли через засеянные поля, срывали пшеницу, растирали молодые зерна и ели их. Это не было запрещено законом, но фарисеям очень хотелось найти какое-то нарушение, и они задавали вопросы, почему ученики нарушают субботу. Так же и здесь был не столько важен вопрос поста, сколько был нужен повод настроить людей против Христа. Видимо, фарисеи знали, что некоторые ученики Иоанна Предтечи, ревниво относятся к Иисусу Христу: некоторые из соучеников ушли к Нему, например Петр, Иоанн, Андрей, ставшие Его апостолами. Причем ревность была такая, что оставшиеся ученики не хотели слушать даже своего учителя Иоанна, который говорил: «Не я Христос, а Иисус из Назарета. Он агнец, Который берет на Себя грехи мира. Он исправит все». Но им не хотелось слушать своего учителя. Возможно, в этом было обыкновенное человеческое тщеславие: хорошо, чтобы Иоанн был Христом, тогда мы были бы апостолами. Но что им мешало стать учениками Спасителя мира? Это вопрос тайны внутреннего выбора человека.

К тому моменту Иоанн Предтеча был схвачен и посажен в темницу, поэтому ученики его, конечно, были исполнены печали и горя, и, возможно, еще и поэтому налагали на себя пост, как явление в данном случае скорбное и печальное. Пост был присущ иудейской традиции, причем люди могли поститься по своему обету, в знак скорби или готовя себя к какому-то событию. Вся наша жизнь наполнена событиями, когда человек может добровольно лишать себя чего-то ради каких-то целей. Для учеников Иоанна в данном случае пост был знаком скорби и печали. Кроме того, видя постоянную радость на лицах апостолов, их воодушевление и энергичность, они, видимо, в какой-то степени завидовали им, и поэтому задают этот вопрос. Здесь мы видим нарушение в понимании смысла поста. Если рассматривать пост как некое горе, тогда непонятно, для чего он нужен. Христианство понимает пост как воздержание от чего-то, ради того, чтобы быть в радости. Воздержись от ненужного, чтобы душа твоя была способна воспринять благодать Божию и радость твоя возросла.

Господь, вразумляя Иоанновых учеников, говорит: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»  По иудейской традиции свадебные торжества зачастую продолжались целую неделю, все старались, чтобы радость была продолжительная, наполненная ликованием и восторгом. Часто для людей это было единственным поводом почувствовать себя в легкости и довольстве. Даже бедные семьи стремились к этому. Приезжали родственники, друзья, знакомые - все разделяли радость с молодоженами. Сынами чертога брачного, детьми свадебного пира называли друзей и подруг жениха и невесты, которые, конечно, были приближены к ним в течение этих дней, разделяя их радость и постоянно пребывая в ликовании. Потому Господь и спрашивает, как могут они печалиться, когда находятся рядом с женихом и невестой. И как могут печалиться апостолы, которые так же находятся на свадебном пире? Христос здесь уподобляет Себя Жениху, а Церковь как общество верующих - невесте. Когда жених пришел к своей возлюбленной невесте, как могут печалиться его друзья?

Далее Господь подчеркивает: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Тем самым Он говорит, что четко знает, что будет дальше: придут, возьмут и распнут Его, и апостолы разлучатся с любимым Учителем, тогда они будут переживать и печалиться, тогда будут поститься. Но пока это время не наступило.

Мы же должны извлечь урок, что, где Христос, там настоящая радость, которая не заканчивается. Если в нашем сердце Христос, какая может быть печаль?

Все это иудеям понять было сложно, потому что они привыкли к определенным правилам религиозной жизни. Иудеи - люди ортодоксальные, крепко держащиеся за старое, ветхое, им было сложно принять что-то новое. Поэтому они часто говорили Христу, что Он нарушает какие-то традиции и законы. Хотя Он ничего не нарушал, людям так казалось, поскольку было непривычно смелым. В субботу надо сидеть бездвижно дома, а Он исцеляет больного. При этом Господь поясняет: «Разве вам не жалко человека? Если можно сделать доброе дело, а ты не делаешь, ведь это грех». Но привыкнув к речам иудейских учителей, которые говорили о нарушении закона, люди соблазнялись именно новизной и жизнью, которую принес Господь.

Об этом и говорит Спаситель: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже».  Ветхую одежду невозможно бесконечно чинить, рано или поздно от нее надо просто отказаться, чтобы пребывать в одежде новой. Человек, который держится только за старое и не желает принимать ничего нового, «консервирует» свою жизнь и душу и перестает быть живым.

«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».  Мехи - кожаный мешок, в котором переносили жидкости. Если кожа старая и ссохлась, а в нее налить молодое вино, в котором еще идет процесс брожения, оно просто разорвет его винными газами. Поэтому молодое вино никогда не наливают в старые мехи. Так и человеческая жизнь: если человек не желает принимать ничего нового, но держится только за старое, тогда все новое кажется ему вредоносным. Что и произошло с иудеями. Господь принес возможность новой, настоящей жизни, но для этого нужна была смелость, нужны были слушающие, которые решатся отказаться от того, что удерживает их в ветхом состоянии и пойти в жизнь новую.

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать