Аудио |
|
Скачать .mp3 |
18.23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
18.24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
18.25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
18.26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
18.27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
18.28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
18.29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
18.30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
18.31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
18.32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
18.33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
18.34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
18.35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
(Мф. 18, 23–35)
Поясняя необходимость постоянного, безграничного всепрощения, Господь рассказывает притчу о милостивом государе и немилосердном должнике, приравнивая Царство Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23).
Один из рабов должен был своему государю десять тысяч талантов. Талант был самой большой денежной единицей, равной трем тысячам шекелей или двенадцати тысячам динариев. Так, например, доход с провинции, включавшей Идумею, Иудею и Самарию, составлял всего шестьсот талантов, а весь доход даже более богатой провинции Галилеи равнялся всего тремстам талантам. Таким образом, долг в талантов был больше, чем доход царя.
Из притчи мы узнаем, что когда государь потребовал уплаты долга от раба, не имевшего денег, то раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу (Мф. 18, 26).
Блаженный Феофилакт пишет: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему… Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки. Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим…»
Тогда прощеный раб, найдя своего собрата, который должен был ему ничтожную, по сравнению с первой, сумму в сто динариев, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен (Мф. 18, 28). Он не сжалился над своим собратом, несмотря на его мольбу потерпеть, и посадил его в темницу.
Когда же государю стало известно о произошедшем, он призвал немилосердного раба к себе. Сделав ему строгий выговор за то, что он не последовал его примеру в великодушии к своему должнику, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 34).
Святитель Иоанн Златоуст указывает: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».
Завершая рассказ притчи, Спаситель замечает: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Этими словами Господь призывает нас прощать ближним неограниченное количество раз, прощать постоянно и всегда, от всего сердца, потому как ничто из того, что приходится прощать нам, не идет ни в какое сравнение с тем, что прощает нам Бог по своему безграничному милосердию.
Приснопоминаемый Александр Павлович Лопухин, день блаженной кончины которого мы сегодня воспоминаем, замечает: «Рассказанное в притче, как и везде в других случаях, служит образом людских отношений к Богу и ближним… Тот, кому прощается большой долг, тем самым обязывается простить и другим небольшие долги…»
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что прощение имеет величайшую ценность, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. Каждый из нас спасается милосердием Божиим, если сам прощает другим людям их прегрешения, тем самым свидетельствуя о свой твердой вере, способной претворить холодное сердце в живое и любящее.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!