11 августа. Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

11 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 23 - 28

 

23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28. так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

(Мф. 23, 23-28)

 

Сегодня Святой Церковью предлагается продолжение 23-й главы Евангелия от Матфея, где Господь обличает все существо и всю жизнь фарисеев, называя их лицемерами. В 23-м стихе Господь говорит о десятине с мяты, аниса и тмина. Десятина была важным элементом иудейских религиозных норм, об этом говорится во Второзаконии в 22-м стихе 14-й главы: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно».

В чем заключается смысл слов Христа из 23-го стиха? Все считали, что должны отдавать десятую часть злаков и плодов. Тмин, мята и анис - это приправы с огорода, которые употреблялись на кухне, их никогда не выращивали в большом количестве (всего пару-тройку веток). Анис и тмин употребляли еще и как лечебное средство. Отделить десятую часть от них - это могло составить одно-два растения от всего того, что росло на огороде. Только мелочные люди могли отдавать в качестве десятины одно растение с огорода. Здесь описывается, насколько мелочным и дотошным было представление фарисеев о неких религиозных нормах. Они готовы были взять три веточки укропа и отдать десятую часть от них в качестве пожертвования, но, как говорит Господь, забывали при этом самое главное: суд, милость и веру. «Сие надлежало делать, и того не оставлять».

И нам с вами тоже надо понять, что является приоритетом нашей религиозной жизни. Очень просто выполнять некие внешние предписания, но при этом оставаться совершенно не религиозным человеком. Хотя, на первый взгляд, эти религиозные нормы могут показаться достаточно сложными, но человек - такое существо, что может подстроиться под любую жизненную ситуацию, и она станет некой нормой быта, порядком его жизни, однако при этом может потеряться самое главное - содержание. Христос всегда указывает нам на наше внутреннее содержание. Что Богу нужно от нас? Не количество поклонов или прочитанных страниц Священного Писания - Богу нужно наше сердце, такая перемена внутри нас, чтобы душа наша не погибла. А все внешнее - это некая помощь нам в изменении себя. Нельзя абсолютно отказаться от службы, дел милосердия и многого другого, но и нельзя зацикливать наше внимание только на этом: если при исполнении всех норм остаться с холодным сердцем, этим можно погубить свою душу.

Далее, в 24-м стихе, Господь говорит: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Здесь Христос использует очень яркую иллюстрацию: комар - насекомое, а насекомые считались нечистыми, как и верблюды. Чтобы случайно не выпить чего-то нечистого, вино обычно процеживали через ткань. Для слушающих эта картина наверняка была юмористической, потому что здесь они представляли себе человека, который отцеживает вино, чтобы не проглотить комара, но тут же проглатывает целого верблюда. Это аллегория, противопоставление: здесь нам представлен человек, который абсолютно потерял способность различать важное и неважное. Нам также необходимо понять, какое внимание мы уделяем тем или иным моментам своей жизни. Не сделали ли и мы из каких-то незначительных вещей что-то очень важное (как нам кажется), а на самом деле это и есть тот комар, которого мы пытаемся процедить, но при этом пропускаем мимо своего сердца верблюда, то есть что-то глобальное по значимости.

Далее Господь говорит: « Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Он упрекает фарисеев в том, что они очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри полны хищения и неправды. Эти слова раскрывают нам идею нечистоты, которая постоянно встречается в иудейском законе. Речь идет не о физической нечистоте: нечистая чаша, о которой говорится, не грязная посуда. Быть обрядово нечистым означало то, что человек не может войти в храм, синагогу, он лишен права принимать участие в богослужении и не может общаться с Богом, а должен сначала очиститься. И для этого существовал ряд определенных норм и правил, которые требовалось соблюдать.

Например, если человек прикоснулся к мертвому телу, он считался нечистым, если он входил в контакт с язычником, тоже считался нечистым, женщина была нечистой, если у нее было ежемесячное кровотечение. Если нечистый человек прикасался к какой-то чаше, то она считалась нечистой, и всякий, кто прикасался к ней, тоже считался нечистым. Этот процесс мог быть необратим, и нужно было соблюдать определенные нормы и правила, чтобы совершить обряд очищения. Вспомните омовение рук, когда у Христа спрашивают, почему Его ученики не моют руки перед тем, как садятся за стол и вкушают пищу: здесь речь тоже идет не о физической нечистоте, а о религиозной. Можно привести множество примеров, как человек мог стать нечистым или чистым, но суть слов Господа в следующем: «Вы очищаете внешность чаши, хотя внутри она полна хищения и неправды. Вы заботитесь о том, насколько чист или нечист сосуд, но не о том, что находится в нем и как это добыто». Ведь находящиеся внутри посуды пища или питие могли быть добыты обманом, вымогательством, воровством, хищением или могли привести к обжорству, то есть опять говорится о преувеличении значения внешнего, каких-то мелочей и упущении вещей, гораздо более важных.

Обратим наше внимание на то, как Господь обличает фарисеев: Он сравнивает их с окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых. Снаружи фарисей - благочестивый, богобоязненный человек, но внутри полон всяких скверн и нечистоты. Этот пример, понятный для каждого иудея, Господь взял из жизни: раньше умерших чаще хоронили у обочины дороги. Как мы говорили, всякий, кто прикоснется к мертвому телу или гробнице, считался нечистым. Перед праздником Пасхи дороги Палестины были переполнены, и если бы путник, направляющийся в Иерусалим, случайно задел гроб, он стал бы нечистым, лишившись права принимать участие в торжествах, и все его паломничество закончилось бы горечью и печалью. Поэтому в определенный месяц иудеи белили придорожные надгробные камни, чтобы паломники видели их и не прикасались к ним. В лучах солнечного света эти камни могли показаться путнику красивыми, но всякое прикосновение к ним делало его нечистым. Так же и фарисейская жизнь. Сама по себе внешняя набожность или добродетель, кажущаяся нам таковой, может оказаться ее противоположностью, например, внешнее смирение может быть гордыней. Вот чему мы должны назидаться, слыша сегодня слова Христа, обращенные к фарисеям.

Храни вас Господь!

Священник: Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать