Аудио |
|
Скачать .mp3 |
22.23. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
22.24. Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
22.25. было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
22.26. подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
22.27. после же всех умерла и жена;
22.28. итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
22.29. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
22.30. ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
22.31. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
22.32. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
22.33. И, слыша, народ дивился учению Его.
(Мф. 22, 23–33)
После окончания беседы Христа о подати кесарю с фарисеями и иродианами, то есть людьми, находившимися в оппозиции по отношению к Ироду и его семье, к Спасителю тотчас же приступили саддукеи.
Саддукеи представляли собой богатый правящий класс аристократов, готовый даже сотрудничать с римским правительством, чтобы сохранить свои привилегии. Отказываясь принимать неписаный закон и закон книжников, которые имели огромное значение для фарисеев, саддукеи считали обязательной только одну часть Священного Писания: Пятикнижие Моисея. Особенность их учения заключалась в том, что они отрицали воскресение мертвых, во что, в свою очередь, верили фарисеи.
Борис Ильич Гладков пишет: «Саддукеи составляли среди евреев секту неверующих в воскресение душ и будущую вечную жизнь; вообще они весьма равнодушно относились к вопросам веры, что не мешало им, однако, занимать места священников и быть даже первосвященниками. Саддукеи вели нескончаемые споры с фарисеями о воскресении душ и старались доказать, что в книгах Моисея не только не содержится никаких указаний на бессмертие душ, но даже имеются обязательные для евреев постановления, явно противоречащие учению о воскресении мертвых; таково постановление, в силу которого бездетную вдову по смерти ее мужа должен взять себе в жены его брат с тем, чтобы восстановить умершему брату продолжение его рода».
Именно такой спор саддукеи представили теперь на разрешение Господа, придумав неправдоподобную историю о семи братьях, которые поочередно брали за себя одну и ту же жену и затем умирали. Представители этой партии считали, что никакой посмертной жизни нет и быть не может, соответственно, вера народа в воскресение из мертвых ими осмеивалась.
Христос отвечает саддукеям, ставя их невежество на первый план: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 29–30).
Своим ответом Спаситель попытался донести до саддукеев следующую мысль: ошибочно думать о небесах, опираясь на земные представления, а также думать о вечности на основе представлений о времени.
Преподобный Иустин (Попович) замечает: «Они хотят применить законы огреховленной телесности к воскресшим человеческим существам после Страшного Суда. Спаситель им говорит о духовности и бесстрастности воскресших тел; в них будут господствовать законы ангельской жизни. Во Христе Иисусе нет мужескаго пола, ни женскаго (Гал. 3, 28), ибо в Нем совершается некоторое богочеловеческое единство, которое на самом деле есть всеединство: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28)».
Затем Господь перешел к полному разрушению позиции саддукеев. И для ответа Он выбрал ту цитату из Пятикнижия Моисея, которая, конечно, была хорошо знакома саддукеям, но смысла которой они не понимали: А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 31–32).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц. Таким образом, истина загробного и продолжающегося бытия людей основывается на признании истины бытия Бога, как живого и вечного. Тот только отрицает бессмертие человека, кто отрицает бытие Бога».
Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Этими словами, дорогие братья и сестры, Спаситель не только отвечает на вопросы саддукеев, но и показывает нам, насколько глубоким может быть смысл привычных нам слов Библии, содержащих весть о спасении, которым и является воскресение как приобщение к новой жизни, где все иначе и над которой смерть уже не властна. В соединении с Господом через общение духа, ума, сердца и жизни мы получаем возможность наследовать эту новую, вечную жизнь и стать причастниками Божественной природы.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!