10 мая. Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек

10 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 4, с 5 по 42 стих.

 

5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа.

7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубокий; откуда же у тебя вода живая?

12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30. Они вышли из города и пошли к Нему.

(Ин. IV, 5-30)


Этот довольно продолжительный отрывок Евангелия от Иоанна - беседа Иисуса с самарянкой - всем нам хорошо известен, и является, наверное, одним из самых потрясающих мест Нового Завета. Если мы попробуем подробно разобраться со всеми темами, которые здесь сокрыты, то, думаю, не хватит времени и 2-3 программ, чтобы рассмотреть их во всей глубине.

Сегодня мы обратимся к нескольким наиболее серьезным темам. Одна из них заключается в том, что дорога к Богу открыта каждому из нас. Кто же была эта женщина-самарянка? Сам евангелист Иоанн подчеркивает, что иудеи с самарянами не общались; и эта женщина, имя которой нам неизвестно, спрашивает Иисуса: «Как же ты, будучи иудеем, разговариваешь со мной, ведь я самарянка?». Иудеи не любили самарян, поскольку те были язычниками, оставшимися здесь еще со времен вавилонского плена, и общение с ними считалось для иудеев осквернением себя. Но Господь не лишает эту женщину радости диалога. Результатом общения стало, что она поверила в то, что Он есть Христос, а Он открылся ей как Мессия.

Сам диалог очень интересен: вначале самарянка видит в Нем простого иудея, потом начинает думать  «неужели Он больше праотца нашего Иакова», потом воспринимает как пророка, и наконец Он открывается ей как Христос. Истина о Господе приходит к ней постепенно. Она открывается женщине-самарянке,  которая приходит за водой к этому колодцу из своего города, где, как можно предположить, она находилась в презренном состоянии: у нее пять было мужей, и шестой тоже не муж ей. Раввину вообще запрещалось беседовать с женщиной в открытом месте. Да и никакой человек не стал бы разговаривать с ней, зная, какого она происхождения и что у нее в жизни сложилось такое - он попросту отвернулся бы и плюнул на землю, выражая свое пренебрежение. Но Господь открывается этой самарянке, что Он и есть Мессия и Христос, и готов дать ей воду живую.

Христос говорит,  что это такая вода, вкушая которую, человек никогда не возжаждет. «Что же это за вода?» - спрашивает женщина. Мы видим типичный пример диалога Христа, когда Его собеседник до конца не понимает смысла сказанного, воспринимая слова буквально. Так было в беседе с Никодимом, так же и с самарянкой, которая под водой живой понимает проточную, речную воду (ее- то иудеи и называли живой). Тогда она и спрашивает: «Что же ты больше отца нашего Иакова, который выкопал этот колодец? И откуда Ты возьмешь эту воду живую?»  Но Христос отвечает, что тот, кто пьет воду, которую Он даст, не возжаждет вовек, и вода эта, как мы понимаем, есть не что иное, как Дух Святой. «Кто хочет пить, - говорит Господь, - иди ко Мне и пей, и у того из чрева - как сказано в Писании, - потекут реки воды живой». Вот что открывается в простой беседе с женщиной у колодца Иакова.

Здесь явлена и еще одна фундаментельная тема: в человеческом сердце всегда есть жажда того, что может утолить только Господь. Когда самарянке открывается, что перед ней Мессия, она спрашивает: «Отцы наши поклонялись на горе Гаризим, а иудеи  говорят, что надо поклоняться в Иерусалиме». И Господь говорит очень важные слова о том, что настанет время, когда люди будут поклоняться не на той и не этой горе, но будут поклоняться в духе и истине, потому что Отец ищет Себе именно таких поклонников. Самаряне хотели переписать историю Пятикнижия и заявляли, что именно на горе Гаризим произошла встреча Авраама с Мелхиседеком и была принесена первая жертва, когда иудеи вошли в Землю Обетованную. Именно поэтому  самаряне и выбрали ее для поклонения. В этой беседе у колодца Господь все же обличает самарян и говорит, что спасение от иудеев, но вместе с тем поклонение всегда будет в духе и истине.

Самарянка является для нас примером спасительной силы. Город, в котором она жила, заклеймил ее, и, казалось, она уже согласилась с такой жизнью, но приходит Господь и спасает: дает ей источник жизни - воду живую, и она идет и делится ей. Отметим порыв этой женщины: бросив водонос, она идет в город, и жители, узнав о Христе, просят Его остаться с ними, и Он пробыл у них еще два дня.

Такой потрясающий евангельский отрывок слышим мы в сегодняшний праздничный воскресный день.
 

Священник Даниил Рябинин


Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать