Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 13 - 22
13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18. Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20. Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21. и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22. и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
(Мф. 23, 13-22)
В слове, которое Господь обращает к книжникам и фарисеям, звучит праведный гнев, но это гнев любящего сердца, разбитого упрямой слепотой людей. Здесь чувствуется не просто некая атмосфера осуждения Христом этих людей и их поведения, но в большей степени ощущается трагедия того, что с ними совершилось: имея законы богооткровенной истины, они до того извратили их понимание, настолько далеко уклонились от Бога, что для них теперь двери Царства Небесного оказались закрытыми.
Господь называет фарисеев и книжников лицемерами, буквально это слово можно перевести как «люди, разыгрывающие некую роль». Отзывается о них таким образом, Господь имеет в виду, что представления фарисеев о религии сводились к дотошному соблюдению закона: неким внешним, показным соблюдениям норм и правил. В глазах Христа книжники и фарисеи были людьми, скрывающими под личиной набожности и благочестия совершенно иное сердце, в котором жили самые безобразные чувства. Именно этим было обусловлено такое отношение к ним Христа.
Обличительные слова Господа во многом относятся к каждому из нас, не в том смысле, что Господь осуждает нас конкретно за клятвопреступление или какие-то другие серьезные грехи, а в том, что, возможно, и мы стали на путь фарисейский и живем таким образом, что Господь мог бы и нас осудить за то, что мы своей жизнью и поведением заслоняем двери Царства Божия тем, кто по-настоящему хочет туда попасть.
Быть гражданином Царства Небесного - означает исполнять волю Божию. Фарисеи полагали, что ее исполнение заключается в том, чтобы соблюсти тысячу самых мелочных норм и правил, но этого явно не достаточно, что отображает реальность Царства Божиего, в основе которого лежит любовь. Поэтому Господь приходит в мир и говорит: «Я даю вам новую заповедь: любите друг друга», но мы можем сказать, что о любви говорится испокон веков: сколько существует мир, столько же существует и это понятие, эта заповедь. В чем же тогда ее новизна? В том, что именно любовь приводит человека к Богу, открывает ему Создателя, а не мелочное исполнение закона, которое, как считали фарисеи, становится залогом попадания или непопадания в Царство Небесное. Указать людям только на нормы и правила фактически означало захлопнуть для них двери Царства Небесного.
Нам тоже следует разобраться, на что мы употребляем все свои силы, не сбились ли мы с пути, не забыли ли о своем сердце, направив все свое существо к исполнению лишь внешних предписаний и порядков, которые, без сомнения, важны, но лишь как средство, помогающее нам справляться с чем-то в этом мире, как это постоянно говорится о посте, молитве и многом другом.
Далее Господь говорит: « Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Речь идет о прозелитстве: язычник мог обратиться в иудейскую веру, и он назывался прозелитом. Таковыми становились немногие, но те, которые шли по этому пути, не останавливались ни перед чем и в итоге становились еще хуже тех, кто их обратил, как говорит Господь. То есть фарисеи для окружающего мира становились миссионерами зла: они предлагали человеку не какие-то возможности или лучшее будущее, но губили его тут же на корню, потому что пытались привести человека не к Богу, а к фарисейству, в чем и заключался их грех. Здесь сокрыта самая большая опасность для любого миссионера, свидетельствующего о Христе и Евангелии, когда собственное Я становится больше того, о чем проповедуется: часто человек начинает приводить людей не к Богу, но к самому себе, и зарождается секта. Грех фарисеев выражается и в это..
Далее, с 18-го по 20-й стих, Господь говорит о клятвах. В этом отрывке заложена идея, что весь подход к клятвам, вся концепция различных уловок и отговорок происходит от фундаментальной лживости. Господь говорит: «Не клянись ничем: ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, градом Божиим, ни Богом», то есть никем и ничем. Иудеи полагали, что если в какой-то клятве присутствует имя Божие, или она каким-то образом касается его, это означает, что Бог находится между вами, и нарушить такую клятву нельзя. Но если ты найдешь какую-то уловку и будешь использовать слова, косвенно относящиеся к Богу, то можешь нарушить клятву и не будешь повинен.
Господь сказал: «Вы говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен», то есть у иудеев существовали какие-то очень тонкие рассуждения и разграничения, чем можно клясться, а чем нет. И все это происходит от лживости, желания кого-то обмануть: человек вступает в клятву уже с пониманием того, что он эту клятву исполнять не будет. Эта фундаментальная ложь жила в фарисействе: казалось бы, человек был набожный и религиозный, но его сердце было полностью пропитано ложью, а отцом лжи, как мы знаем, является дьявол. Но Господь слышит каждое наше слово и видит каждое намерение в сердце человека, поэтому для христианина должно быть чуждо намерение находить отговорки или возможности уклоняться от исполнения своего слова. Для христианского ума и христианской жизни не может быть никаких отговорок или уловок, лжи или льстивости. Поэтому Господь и называет этот принцип фарисейской жизни лицемерием, которое ведет человека к погибели, в геенну огненную.
Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!