1 сентября. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все

1 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 4, ст. 24 - 34

 

24. И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

27. и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

28. ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31. Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32. а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.

34. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

(Мк. 4, 24-34)

 

Притча – это краткий назидательный рассказ , имеющий прикровенный смысл в образах, взятых из повседневного быта людей, и выражающий высшие духовные истины.

Господь не раз прибегает к подобным рассказам в Своей проповеди, особенно, когда раскрывает Своим ученикам и многочисленному народу тайны Царства Божиего.

Как поясняет святитель Иоанн Златоуст: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти удобными для восприятия образами».

Особенно такие образы были необходимы для апостолов как будущих провозвестников Евангелия Царства Божиего. Уже тогда Господь через благодатное просвещение их ума открывал им истины, сокрытые по невежеству и жестокосердию от других иудеев, ложно ожидавших иного Мессию и иное Царство, не с духовными, а материальными богатствами. Поэтому особенно звучат в данном контексте слова Спасителя: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет .

Готовы ли были иудеи в прямых словах услышать правду о Царстве Божием? О том, что войти туда можно не просто по принадлежности к богоизбранному народу? Что врата этого Царства не откроются для них только потому, что они потомки праведного Авраама и пророка Моисея, принявшего от Бога Закон на горе Синай? И более того, что наравне с ними, полноправными гражданами этого Царства, там будут и другие народы? Для большинства людей, окружавших Христа, даже мысль об этом была невозможна, так как вместо духовного единства в Боге они желали преимущества своего народа над другими. А произошло это, потому что большинство современников Христа не жили по заповедям, а, лишь делая вид, искажали понимание закона – меру своей жизни. Они слышали текст Священного Писания в синагогах, слышали проповеди своих учителей, но ни те ни другие не стремились их исполнять. Тот закон, который должен был быть богатством иудеев и через них – всего мира, по лености и жестокосердию людскому был утерян в истинном его понимании.

Для того и приходит Господь в мир, чтобы обновить эту меру человеческой жизни, но уже не по закону, а по благодати. И в этой благодати Он проповедует самую важную составляющую меру обновленной жизни человека – любовь! И если человек имеет в себе любовь здесь, во временной жизни, то дано ему будет пребывать в вечной любви Царства Божиего, а если не имеет, то и закон оставшийся у него, отнимется, так как вне Царства Божиего – беззаконие ада.

Далее, Господь уподобляет Царство Божие человеку, бросившему семя в землю: и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

В этой притче Господь берет пример из окружающей Его природы: она развивается непрерывно, неизбежно и зачастую незаметно для наших глаз. Только в сравнении мы определяем изменение состояния окружающего нас растительного мира. Так и Царство Божие! Оно не подвластно человеку, мы бессильны каким бы то ни было образом повлиять на него, ибо это Царство принадлежит исключительно Богу. Даже понять, на какой стадии созревания Царства Божия мы находимся, нам не дано. Но знаем одно: серп для жатвы – только в руках Божиих.

Так же эта притча раскрывает нам тайну внутреннего духовного роста. Если человек в почву своей веры посадил семя любви, оно обязательно прорастет и даст свой плод. И, как мы видим из множества примеров жизнеописаний святых, это неизбежно.

Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами: И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать .

Уподобимся же и мы апостолам Христовым, не только со вниманием слушая, но и слыша слова нашего Божественного Учителя.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать