1 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

1 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Сегодня мы вспомним с вами события искушения Христа в пустыне, а поводом стал вопрос от Владимира:

Прошу вразумить меня – почему в Евангелиях от Матфея и Луки искушения Христа в пустыне приведены в разном порядке? Владимир Митянин

Обратимся к тексту Евангелия от Матфея:

4.1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола

4.2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

4.3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами.

4.4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

4.5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

4.6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

4.7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

4.8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

4.9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

4.10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

4.11. Тогда оставляет Его диавол, и вот Ангелы приступили и служили Ему.

(Мф. 4, 1–11)

Предлагаю сравнить текст евангелиста Матфея о искушении Христа с описанием евангелиста Луки:

4.1. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

4.2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

4.3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4.4. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

4.5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

4.6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

4.7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

4.8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

4.9. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

4.10. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

4.11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

4.12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

4.13. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

 (Лк. 4, 1–13)

Действительно, как мы видим, у двух авторов имеются разночтения. И не только в порядке самих искушений, но и в их продолжительности.

В отличие от Луки, по описанию которого Христос подвергается испытанию все сорок дней, согласно Матфею диавол начал испытание после того, как Иисус, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4, 2), то есть проголодался. Сорок – символичное число, часто обозначающее длительность испытания, например, сорок дней поста Моисея, описанные в книге Исход: 

И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34, 28).

Так как у Луки Христос является идеальным воплощением Израиля, то прообразом Его поста и испытания послужили, скорее всего, сорок лет скитания иудеев в пустыне.

Пользуясь удобным для искушения временем, когда Иисус почувствовал крайний упадок сил от сорокадневного поста, приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Первое искушение у обоих евангелистов совпадает. Оно символически напоминает сорокалетнее скитание иудейского народа в пустыне. Когда во время исхода люди в пустыне голодали, они роптали на Бога и вспоминали изобилие пищи в стране рабства. Иисус, напротив, доверяет Богу. И там, где Израиль пал, Христос выстоял. Ведь жизнь человека зависит не от хлеба, а от Бога.

Касательно двух следующих испытаний скажем, что у евангелистов они стоят в разном порядке. Скорее всего, следуя логике, более достоверным кажется описание Матфея. Вначале диавол искушает Христа гордыней, предлагая броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, а затем испытывает Иисуса, предлагая власть над миром, делая прямое предложение восстать против Бога.

Именно после искушения верой, последнего искушения в описании Матфея, диавол слышит от Иисуса: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). И вряд ли после таких слов сатана мог бы снова обращаться ко Христу с новым искушением.

Лука же выстраивает свое повествование в ином порядке, возможно, для привлечения внимания читателя к Иерусалиму, где происходит, в его изложении, последнее искушение Христа, после которого мы читаем: И, окончив все искушение, дьявол отошел от Него до времени (Лк. 4, 13).

По мнению некоторых толкователей, этой сменой порядка искушений евангелист Лука хотел подчеркнуть главное торжество Спасителя над диаволом в Иерусалиме, когда Христу будут предстоять самые важные испытания в Его служении – Крестные страдания.

Также стоит отметить, что в течение всего времени общественного служения Христа диавол искушал Его, но уже  не лично, а через других лиц: например, апостол Петр уговаривал Христа избавить Себя от предстоящей смерти на Кресте; искушали Спасителя и фарисеи, требуя знамения с неба. Но диавол отступил от Спасителя главным образом до времени Креста, потому что полагал, что ему удастся с помощью искушений, связанных со страданием, найти в Господе какое-либо проявление человеческих страстей. Однако и это искушение было отвергнуто Спасителем, и, побежденный Крестом, диавол прекратил искушения.

Как часто и нас в трудные минуты жизни искушает диавол... Нам же, дорогие братья и сестры, следует обращаться к Тому, Кто смог достойно противостоять сатане, открывая и нам путь к спасению.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы