Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы вспомним с вами события искушения Христа в пустыне, а поводом стал вопрос от Владимира:
Прошу вразумить меня – почему в Евангелиях от Матфея и Луки искушения Христа в пустыне приведены в разном порядке? Владимир Митянин
Обратимся к тексту Евангелия от Матфея:
4.1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола
4.2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
4.3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами.
4.4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
4.5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
4.6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
4.7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
4.8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
4.9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
4.10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
4.11. Тогда оставляет Его диавол, и вот Ангелы приступили и служили Ему.
(Мф. 4, 1–11)
Предлагаю сравнить текст евангелиста Матфея о искушении Христа с описанием евангелиста Луки:
4.1. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
4.3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4.4. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
4.5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
4.6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
4.7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
4.8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
4.9. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
4.10. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
4.11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
4.12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
4.13. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
(Лк. 4, 1–13)
Действительно, как мы видим, у двух авторов имеются разночтения. И не только в порядке самих искушений, но и в их продолжительности.
В отличие от Луки, по описанию которого Христос подвергается испытанию все сорок дней, согласно Матфею диавол начал испытание после того, как Иисус, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4, 2), то есть проголодался. Сорок – символичное число, часто обозначающее длительность испытания, например, сорок дней поста Моисея, описанные в книге Исход:
И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34, 28).
Так как у Луки Христос является идеальным воплощением Израиля, то прообразом Его поста и испытания послужили, скорее всего, сорок лет скитания иудеев в пустыне.
Пользуясь удобным для искушения временем, когда Иисус почувствовал крайний упадок сил от сорокадневного поста, приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Первое искушение у обоих евангелистов совпадает. Оно символически напоминает сорокалетнее скитание иудейского народа в пустыне. Когда во время исхода люди в пустыне голодали, они роптали на Бога и вспоминали изобилие пищи в стране рабства. Иисус, напротив, доверяет Богу. И там, где Израиль пал, Христос выстоял. Ведь жизнь человека зависит не от хлеба, а от Бога.
Касательно двух следующих испытаний скажем, что у евангелистов они стоят в разном порядке. Скорее всего, следуя логике, более достоверным кажется описание Матфея. Вначале диавол искушает Христа гордыней, предлагая броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, а затем испытывает Иисуса, предлагая власть над миром, делая прямое предложение восстать против Бога.
Именно после искушения верой, последнего искушения в описании Матфея, диавол слышит от Иисуса: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). И вряд ли после таких слов сатана мог бы снова обращаться ко Христу с новым искушением.
Лука же выстраивает свое повествование в ином порядке, возможно, для привлечения внимания читателя к Иерусалиму, где происходит, в его изложении, последнее искушение Христа, после которого мы читаем: И, окончив все искушение, дьявол отошел от Него до времени (Лк. 4, 13).
По мнению некоторых толкователей, этой сменой порядка искушений евангелист Лука хотел подчеркнуть главное торжество Спасителя над диаволом в Иерусалиме, когда Христу будут предстоять самые важные испытания в Его служении – Крестные страдания.
Также стоит отметить, что в течение всего времени общественного служения Христа диавол искушал Его, но уже не лично, а через других лиц: например, апостол Петр уговаривал Христа избавить Себя от предстоящей смерти на Кресте; искушали Спасителя и фарисеи, требуя знамения с неба. Но диавол отступил от Спасителя главным образом до времени Креста, потому что полагал, что ему удастся с помощью искушений, связанных со страданием, найти в Господе какое-либо проявление человеческих страстей. Однако и это искушение было отвергнуто Спасителем, и, побежденный Крестом, диавол прекратил искушения.
Как часто и нас в трудные минуты жизни искушает диавол... Нам же, дорогие братья и сестры, следует обращаться к Тому, Кто смог достойно противостоять сатане, открывая и нам путь к спасению.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!