1 июля. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения

1 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 38 - 45

 

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

(Мф. XII, 38-45)

 

Сегодняшний евангельский эпизод можно формально разделить на две части. Во-первых, Господь говорит здесь о знамениях пророка Ионы и царицы Савской, пришедшей из далеких пределов послушать Соломоновой мудрости.

Фарисеи, лукаво называя Христа учителем, но таковым Его вовсе не считая, обращаются к Нему с просьбой дать им знамение. Не только фарисеи, но и многие люди, обращаясь ко Христу, допускают серьезную ошибку, когда хотят видеть Бога в необычном, неестественном свете и забывают, что чаще всего Бог наиболее близок к нам в самых обычных, повседневных ситуациях. Именно тогда мы можем лучше всего соприкоснуться с Ним. Но фарисеи ищут от Христа знамения, потому что хотят видеть Того, Кого нарисовало их представление. Разве мало чудес совершил Господь, показав великие дела и исцеления? Но они упорно продолжают искать некоего знамения.

Христос называет их «родом лукавым и прелюбодейным». Понятно, что слово «прелюбодейный» не надо понимать буквально, здесь оно имеет значение изменника или отступника. То есть фарисей ни постоянно пытаются искусить Господа и всякий раз, созерцая чудеса и знамения, продолжают сердцем не верить Ему.

Христос же отвечает, что не дастся им знамения, кроме знамения Ионы пророка - «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Понятно, что здесь Он говорит о Своих будущих страданиях: смерти и воскресении, которое совершилось на третий день.

«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы». Господь тем самым говорит: «Вы ищете и требуете знамения - Я есть Божие знамение, но вы не могли и не можете узнать Меня». Почему речь идет об Ионе, жителях Ниневии и тридневном пребывании во чреве кита Ионы? Здесь очень глубокая связь, так как, с одной стороны, речь идет о воскресшем Христе и Его тридневном пребывании во гробе, с другой, Господь говорит о том, что ниневитяне приняли проповедь и предупреждение Ионы, но Сам Он больше Ионы и большее знамение для людей.

Далее речь идет о царице Савской, узнавшей в Соломоне Божию мудрость. Господь вновь говорит о Себе: «Я большая мудрость, больше мудрости Соломона, но вы не хотите видеть и чувствовать Меня». Такой смысл сокрыт в этих словах Христа. Он говорит этим людям, что они будут обличаемы жителями Ниневии, которые поняли и приняли Божие знамение в Ионе, и царицей Савской, узнавшей мудрость Божию в устах Соломона, но сами они настолько слепы и глухи, что не могут видеть и слышать предостережения Самого Господа. Оно заключается в том, что если они не покаются, то погибнут, так как только оно является  спасительным - все остальное оказывается погибельным.

Условно выделенную вторую часть (с 43-го по 45-й стих) можно обозначить наименованием «опасность пустого сердца». Господь говорит здесь о том, что если нечистый дух выходит из сердца человека, то бродит и ищет места, куда бы ему прийти, и когда не находит, возвращается обратно и видит выметенную горницу. Тогда он идет и находит еще семь духов, злейших себя, они возвращаются обратно, и последнее для человека оказывается хуже первого.

В этой сжатой и, можно сказать, жуткой притче нам открывается целый мир практических истин. Самая главная из них заключается в том, что необходимо не просто очистить свою жизнь от порока, но и привить нечто доброе. Смысл христианской жизни не просто в том, чтобы не грешить, но в том, чтобы творить добродетель. Истина в том, что дьявол всегда найдет проказу для праздных рук. Нельзя, находясь в праздности, считать, что ты пребываешь в некоей добродетели. Если из своей жизни устранить некую греховную привычку или страсть, она должна быть заменена чем-то иным, то есть все усилия надо направить к совершению добродетели.

Цель христианской жизни не просто свобода от порочных занятий, но жизнь, заполненная доброй работой для Христа - в этом смысл христианской борьбы с грехом и одновременного совершения добродетели. «Пустая и убранная горница» - хорошее место, чтобы в ней поселилось еще больше злых духов, поэтому очень опасно пребывать с «пустым сердцем». Если мы хоть сколько-то пытаемся бороться со своими страстями, то должны заполнить пустоты своего сердца добродетельной жизнью и совершением благих дел во имя Христово, тогда в нашей жизни никогда не случится подобного.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать