8 ноября. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

8 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Евангелие от Луки, глава 11, ст. 23–26.

11.23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

11.24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

11.25. и, придя, находит его выметенным и убранным;

11.26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.

(Лк. 11, 23–26)

 

Сегодня, в пятницу, за богослужением читаются три евангельских зачала. Первое посвящено землетрясению в Константинополе в 740 году – это Евангелие от Матфея (Мф. 8, 23–27). Второе евангельское зачало, от Иоанна (Ин. 15, 17–27; 16, 1–2), посвящено памяти святого великомученика Димитрия Солунского – небесного покровителя руководителя нашего телеканала «Союз» отца архимандрита Димитрия (Байбакова). Мы искренне поздравляем дорогого батюшку с этим праздником и желаем ему многая и благая лета на радость нашей Русской Православной Церкви и православному телеканалу «Союз»!

Третье евангельское зачало – это рядовое чтение от Луки (Лк. 11, 23–26).

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, начинается со слов Господа: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 14, 23), – показывающих, что если дело Спасителя – собирать во спасение, то дело диавола как врага человеческого спасения совсем другое: расточать ради гибели. Тем самым Господь объясняет, что не может быть с Ним тот, кто против Него, ведь перед лицом любви и славы Христовой невозможно оставаться равнодушным. Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу: принять или отвергнуть Его.

Святитель Феофан Затворник поясняет: «Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, – жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным».

Притча о нечистом духе наглядно объясняет, что хотя бы Господь и заставил иудеев каким-либо поразительным чудом уверовать в Себя, но нравственная их испорченность была настолько сильна, что через некоторое время неверие их возникло с еще большей силой и упорством, потому как неверие и испорченность в них и есть тот самый злой дух.

Святитель Кирилл Александрийский замечает: «В Израильтянах, когда они еще жили в Египте, как в идолослужителях обитал дух лукавый. Но потом он был изгнан, потому что они призваны были чрез Моисея к богопознанию. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и незанятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Когда же они сделались Господоубийцами и виновными в бесчисленных преступлениях, тогда для них последнее стало хуже первого, потому что в них поселился не один только, но целое полчище бесов».

В притче, рассказанной Господом, заключена фундаментальная истина: дом нашей души пуст, пока он не занят Господом. И поэтому недостаточно просто изгнать плохие помыслы наряду со скверными привычками и расстаться с прежним образом жизни. Человек должен выбрать Господа, выбрать спасение, выбрать жизнь. И Спаситель много раз помогает нам, снова и снова освобождая от всякого рабства, снова и снова даруя свободу выбора. Но если человек остается нерадивым, праздным, невнимательным к себе, то злой дух и страсти, изгнанные из него однажды, возвращаются к нему с гораздо большей силой.

Евфимий Зигабен пишет: «… Всякий, освободившийся от зла и не становящийся лучшим, подвергнется большому наказанию; всякий, освободившийся от власти греха и опять сделавшийся для него легко доступным, заслужит этим еще более жестокое осуждение».

Лучшим же способом уклонения от зла станут наполнение нашей жизни благими мыслями и совершение подлинно добрых дел, проявление милосердия к ближнему. Только так мы истинно пребываем со Христом, собирая с Ним.

Святитель Лука Крымский указывает: «Собирать для Христа значит собирать для тех, в лице которых предстоит Господь Иисус Христос, прося нашего милосердия, ибо когда оказываем милосердие одному из меньшей братии Его, из обремененных горем и нуждой, оказываем милосердие Самому Господу Иисусу Христу. Мы тогда собираем достояние не для себя, не в себя богатеем, собираем для того, чтобы эти жертвы предшествовали нам, когда уйдем из жизни, чтобы святые ангелы понесли на золотых блюдах все наши добрые деяния, добрые побуждения, добрые мысли и слова впереди нас к Престолу Божию. Эти сокровища, собранные во имя Его, для Него, откроют нам путь, светлый путь в жизнь вечную, дадут радость великую».

Если мы, дорогие братья и сестры, сознательно стремимся к духовной свободе, каемся в своих грехах и, убеждаясь в суетности всего земного и в своей немощи, снова идем вперед, совершая добрые дела и полагая свое богатство в Боге, то Господь непременно пойдет нам навстречу и будет для нас источником всех благ. Любя Господа нашего Иисуса Христа на земле, мы уже сейчас приобщаемся к полноте жизни, над которой не властны время и тление, и этого богатства никто у нас не отнимет вовеки.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать