4 января. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли

4 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 1–20.

 

2.1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2.2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

2.3. И пошли все записываться, каждый в свой город.

2.4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

2.5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

2.6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;

2.7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

2.8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

2.9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

2.10. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

2.11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

2.12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

2.13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

2.14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

2.15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

2.16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

2.17. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

2.18. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

2.19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

2.20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

 (Лк. 2, 1–20)

 

Сегодня, в пятницу перед Рождеством Христовым, литургия не совершается. На часах же читаются четыре евангельских зачала. Во время третьего часа для нашего назидания Святая Церковь предлагает отрывок из Евангелия от Луки.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, подробно повествуют об обстоятельствах и времени Рождества Христова.

Евангелист Лука сообщает о Рождестве Христовом в контексте переписи всех жителей Римской империи, проведенной по велению кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа – «священного». Указ о переписи был издан Августом еще до Рождества Христова, но из-за начавшихся народных волнений и смерти Ирода перепись была приостановлена и окончена лишь через десять лет, уже во время правления Квириния.

Римская политика всегда учитывала особенности обычаев побежденных народов. Иудейские же обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому требовалось явиться на перепись в тот город, где некогда жил глава его рода. А так как Иосиф был из рода царя Давида, он и должен был отправиться в Вифлеем – в город, где родился Давид.

Вифлеем находился в ста тридцати километрах от Назарета. Город был переполнен. Иосиф и Мария не нашли комнаты, а потому вынуждены были поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду.

Здесь-то и родился Божественный Мессия, положенный, вместо детской колыбели, в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества и самым Своим рождением давая нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей.

Пастухам, которые ночевали в поле, явился ангел Господень, осиянный Божественной славой, и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10–11).

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Здесь важно отметить слова ангела о том, что эта “великая радость” будет “всем людям”, то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. И как бы в подтверждение истинности слов ангела явилось “многочисленное воинство небесное”, целый сонм ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу – Мессии: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя; они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Смысл славословия ангелов состоит в том, что достойно славят Бога небесные духи, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного Божьего благословения.

Как весь мир в течение тысячелетий готовился к этому величайшему событию, когда Бог воплотился на земле и вошел в человеческую историю, так, дорогие братья и сестры, и мы должны подготовиться, чтобы самим стать духовными участниками этого события, позволив нашим сердцам стать колыбелью для Родившегося Христа.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы