Аудио |
|
Скачать .mp3 |
16.10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
16.11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
16.12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
16.13. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
16.14. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
16.15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.
(Лк. 16, 10–15)
В строках сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, звучит мысль о необходимости благоразумного употребления богатства. Закончив рассказ притчи о неправедном домоправителе, Спаситель приводит следующие слова: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).
Блаженный Феофилакт поясняет: «Малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а многим называет богатство Небесное, так как оно всегда пребывает. Поэтому кто оказался неверным в этом земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный».
Таким образом, верный в малом, то есть справедливо распоряжавшийся вверенным ему имением в этом мире, верен и во многом, то есть достоин истинного богатства и в будущем веке. А потому Христос добавляет: если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? (Лк. 16, 11).
Среди апостолов и множества народа присутствовали и мытари, к которым и обращался Христос. Если они не могли распорядиться земным богатством как должно, на пользу души, то как могли заслужить, чтобы им доверено было богатство духовное, богатство благодатных даров?
Александр Павлович Лопухин отмечает, что мытари «несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту привычку. К чему собирать им богатство? Оно неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, то есть вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?»
От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несовместимо со служением маммоне. Маммоной у сирийцев назывался идол обогащения, а евреи под этим словом подразумевали просто богатство. Таким образом, тот, кто намерен служить одновременно и Богу, и маммоне, подобен желающему угодить сразу двум господам, имеющим разные до противоположности характеры и предъявляющим разные до противоположности требования; и в этом случае одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Лк. 16, 13).
Борис Ильич Гладков пишет: «Как сердце не может раздвоиться, так не можете служить Богу и маммоне (богатству): станете усердствовать в накоплении земных богатств, и за этим занятием, поглощающим все ваше внимание, будете не радеть о Боге, то есть о подготовлении себе входа в Царство Небесное, а если стремление к накоплению богатств обратится в вас в страсть, то вы возненавидите все, что препятствует вашему любостяжанию».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о подлинных ценностях нашей жизни. Именно об этом говорит Господь наш Иисус Христос, предостерегая от служения материальным ценностям – маммоне. Не человек должен служить богатству, а богатство должно служить человеку. Тот же, кто делает вид, что заботится о нуждающихся, не помогая им, обкрадывает сам себя. Ведь служение Богу выражается в служении ближнему. Используя земные богатства для творения добра, мы собираем себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!