Читаем Добротолюбие. Выпуск от 9 апреля

9 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем читать «Слово 28» преподобного аввы Исайи из первого тома «Добротолюбия». Читаем мы сейчас шестой абзац этого «Слова».

Видишь, что если которые, пожелав служить Богу, работают страстям, то не соисходит с ними Бог, но, оставляя их с волею их, предает их в руки ненавидящих их? И вместо чести, которой ищут они у людей, бывает им поношение, за то, что не противостояли врагам своим, пока бы Бог пришел к ним на помощь, и смирил их (врагов). Так, без труда, пота и болезнования, человек не бывает услышиваем от Бога, по всем Писаниям.

В этом абзаце сразу несколько важнейших опытно пережитых моментов духовной жизни отражает преподобный авва Исайя.

Во-первых, он говорит, что если человек, пытаясь служить Богу, служит страстям, то Бог от него отходит. Конечно, в какой-то степени человек, приступающий к Богу (по крайней мере, обычный, мирянин), все равно одержим некими страстями, он все равно страстен. Но страсть страстности рознь. Какие-то зависимости у человека есть: он любит покушать, он смотрит телевизор, любит поспать, он, скажем, балагур-затейник, любит приглашать друзей, любит выехать с семьей на природу.

То есть, по всей видимости, человек ведет обычный житейский, мирской образ жизни. Но при этом он может быть вполне и с Богом. Эти страсти, конечно, есть. Но эти страсти обусловлены, с одной стороны, его вовлеченностью в мирскую суету, а с другой стороны, неким комплексом социальной ответственности, социальных обязанностей, которые бесстрастно по определению совершать нельзя. Если бы это можно было совершать бесстрастно, тогда бы, наверное, не было бы смысла уходить в монастырь. Но если человек все это делает в пределах воли Божьей (то есть идет на работу, на которую Господь поручил ему идти,  заботится о воспитании детей, бережет жену, заботится о родителях, дает милостыню, ходит в храм, помогает храму, каждый день возносит молитвы к Богу, соблюдает установленные Церковью посты и так далее), то есть  слушает Бога,  верит Богу и верит Церкви, то Бог снисходительно относится к тем недостаткам, которые у него есть по неизбежности (он обыкновенный, мирской человек). И за это Бог не предаст его врагам. Этого не будет.

Но если человек страстен в том смысле, что всегда хочет, чтобы было по его воле, настаивает, чтобы было так, как он хочет,  не слушает людей, не слушает тех, кто поставлен над ним, не слушает своих друзей, своих родителей, домочадцев, святых отцов, Священного Писания и у него на все свое мнение, свой взгляд, свое слово, то такой человек всегда непослушлив и прекословлив. Эта страстность – самая вредная. Понятно, что на этой почве вырастают и другие страсти, но главное, это та ситуация, про которую говорит авва Исайя, что Бога нет с этими людьми. Он оставляет их на их волю, то есть Он не помогает им, а говорит: «Делайте как хотите, но за вашу охрану, за вашу духовную безопасность Я не отвечаю».

Вообще это, наверное, страшно услышать от Бога: «Делай как хочешь». Потому что всю ответственность за дело человек принимает на себя, надеяться приходится только на свои силы. Этот момент, конечно, всегда очень вреден. Именно по этой причине к человеку приходят смрадные и очень страшные страсти. Именно по этой причине человек в конце концов может стать одержимым бесом.  Именно за своеволие, за постоянное непослушание начальству, жены мужу, детей родителям, за неслушание никаких собратьев своих, родных братьев, друзей. Это вопиющее непослушание, неспособность слышать и постоянное настаивание на своем и делает человека беззащитным, и враги его губят.

Очень много людей, которые живут в таком состоянии, даже и не подозревая, что они уже давно оставлены Богом на собственную волю. Им кажется, что их собственная воля и есть воля Божья, они именно так ее понимают и так ее декларируют. Но Бога с ними давно уже нет, потому что ни Святым Писаниям, ни святым отцам, ни Церкви они давно уже не послушествуют.

Кроме этого, в этом отрывке есть еще свидетельство о том, что на самом деле очень часто эта страстность вызывается и другой причиной. А именно тем, что люди ищут у людей чести, люди стараются прославиться, люди стараются быть замеченными, люди стараются, чтобы начальство или просто уважаемые, чтимые ими люди обратили на них внимание, обласкали, заметили и обеспечили им некий социальный рост, карьерный или материальный. Да и просто хотят ощутить, что значимые люди, высокие люди заметили и похвалили.

Такая беда тоже случается с человеком. Человек очень хочет и старается, просто из кожи лезет, чтобы его заметили. На самом деле про таких авва Исайя говорит, что и у них ничего не получится. Более того, вместо того чтобы получить честь у людей, которыми они дорожат, они получат бесчестие, поношение. И все их усилия не будут замечены. Наоборот, будут замечены с отрицательной стороны – их отругают, каким-то образом смирят, унизят, уничижат, и будет у людей состояние очень подавленное, они впадут в уныние, отчаяние, потому что все их последние усилия были направлены на то, чтобы быть замеченными и обласканными. Этот поиск чести у людей то же самое своеволие, та самая страсть, которая и приводит, как правило, к большему поношению и к большему позору, а вовсе не к прославлению.

Бог прославляет тех, кто прославляет Его. Бог прославляет тех, кто ищет славы Божьей. Бог прославляет тех, которые ищут Царствия Божия. То есть как раз тех людей, которые всячески избегают человеческой славы. Вот им Господь как раз и дает эту честь, которой они не искали, заметность, о которой они и не чаяли, уважение или понимание других людей, о котором они даже не помышляли никогда. Потому что искали они всю жизнь Бога, искали Царствия Божия и то, что помогает в это Царствие Божие войти.

Это состояние человеческого духа, когда человек очень хочет угодить социально значимым людям, как правило, за редким исключением, приводит к совершенно противоположным результатам. Хотя все в мире думают, что это не так. Может, оно и не так для людей, не верующих во Христа. Но для христианина это так. И христианин, даже если он служит начальнику своему, высокопоставленному начальнику, очень значимому, социально значимому, церковно значимому человеку, должен служить ему за совесть. Потому что он служит этому человеку перед лицом Божьим – Бог взирает на его сердце, Бог внимает, с каким усердием он исполняет вверенное ему послушание. Не человекоугодствует, а почитает своего начальника, своего патрона, своего благодетеля и покровителя, почитает ради воли Божьей, ради того, что Бог повелел почитать, всеми силами уважать и заботиться о начальствующих, о властях, будь то церковных, будь то светских. Если человек с такой мыслью исполняет свое служение, то Бог его может и возвысить, и славу его умножить, и сделать так, что его будут любить все. Если же человек очень старается угодить кому-нибудь, совсем не думая о Боге, то, как правило, этот человек получит позор, он будет сокрушен  и вместо чести получит бесчестие.

И последнее, что говорится в этом небольшом отрывке: без труда, пота и болезнования, человек не бывает услышиваем от Бога, по всем Писаниям.То есть человек любое свое делание, любое свое поприще должен проходить, именно встречая некое сопротивление, претерпевая некую скорбь, некоторую болезненность пути. Невозможно быть услышанным Богом, если человек никак, ничем, нигде, ничего не потерпел ради Него. Как в обычной церковной среде говорят: надо же что-то потерпеть, чтобы быть услышанным. Вот это «что-то потерпеть» – необходимое условие услышанности молитвы.

Часто простые люди не понимают, почему их обращение к Богу не приносит тотчас же результата. Обычно человек ищущий и даже воспламенившийся, казалось бы, с верой в помощь Божью припадает ко Христу, к Матери Божьей и начинает молиться. Это обычно заключается в том, что он прочитывает акафист или какой-нибудь канон или просто постоит помолится в течение десяти-пятнадцати минут перед иконой, прося о том, что ему необходимо. Если это действительно для человека болезненная вещь и для него это очень-очень важно, то тогда человек, молясь, будет плакать, он будет сокрушаться и просить это, потому что это очень важно. Тогда, в момент этого плача, душе становится больно, она, собственно, поэтому и плачет, что больно. Человек понимает, что милости он не заслуживает, а она ему очень нужна, потому что, например, исцеление близкого человека или свое собственное исцеление ему очень нужно. Человек, претерпевая хотя бы эту скорбь, уже делается значимым за свою молитву в очах Божьих. А если он еще, несмотря на то что его первые молитвенные усилия никакого плода не принесли, через день приходит снова на это же место и начинает снова плакать и снова молиться, это создает уже достаточно прочную платформу для того, чтобы Бог и услышал, и исполнил молитву. Но Бог медлит, чтобы как можно к большему труду повлечь человека, чтобы исполнение молитвы, получение просимого привело не к тому, чтобы человек расслабился, а к тому, что, даже получив просимое, человек не только не успокоился бы и не расслабился, но воспламенился бы еще ревностнее, еще пламеннее служить Богу.

Если же человек просто постоял, прошептал молитву, прослужил акафист, причем кто-то его читает или человек сам читает, а мысли гуляют где-то на стороне, то, конечно, как Бог услышит такого человека, если он даже сосредоточиться мыслями своими не может на той просьбе, которая ему представляется очень важной? Чаще всего именно по этой причине Бог не слышит. Объективно Он слышит всегда, но не отзывается на молитву, потому что человек не способен ни собрать себя, ни претерпеть что-то ради Христа. Поэтому не получается. Как говорит авва Исайя, таковы Писания.

В Евангелии сказаны об этом слова, которые в наше время вспоминают очень-очень редко. Христос говорит, что Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е (Мф.11,12). Это по-церковнославянски. В переводе на русский язык: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Нужно употребить определенные усилия, чтобы получить то, о чем мы просим.

Прочитаем еще седьмой абзац из «Слова 28» ради напоминания. Эти вещи уже не один раз проговаривались нами при чтении преподобного аввы Исайи, но еще раз подчеркнуть этот аспект мне всегда хочется.

Будем же молить благость Божию со тщанием сердечным, со слезами и злостраданием, повинуясь всякому человеку Господа ради, смиряя себя и пред братиями нашими, как сведущими более нас, никому злом за зло не воздавая, и не помышляя злого в сердце своем ни о ком, но все в единосердечии пребывая, не говоря относительно потреб мира телесных, ни о чем: это мое, но ум свой каждодневно меряя, докуда он достиг, и сохраняя его, чтоб не помышлял о том, что нечисто, – лишая тело свое насыщения, чтоб оно не потребовало от нас удовлетворения страстей своих, – чтоб тело смирилось пред душою, а душа покорилась уму и сделалась невестою, чистою от всякой скверны, и звала жениха своего, говоря: «Да снидет брат мой в вертоград свой, и да яст плод овощий своих» (Песн. 5, 1).

То, о чем мы уже даже сегодня говорили: для того чтобы умолить благость Божью, нужно повиноваться всякому человеку Господа ради. То есть не потому, что мы боимся, трепещем перед этим человеком или хотим, чтобы он заметил наше усердие и наградил нас, а потому, что так велит Господь: почитать начальство, ублажать ближних наших и перед братьями нашими смиряться непрестанно. Человека, который будет все это делать Господа ради, Бог не оставит без награды и утешения. Человек, который делает это ради земных благ, не достигнет ничего.

Дальше мы переходим к «Слову 29», которое состоит из коротких абзацев. По преимуществу мы читать эти абзацы не будем. «Слово» называется «Рыдание». Но каждый абзац этого «Слова» начинается возгласом: «Горе нам!» Конечно, это «Горе нам!» отсылает нас, нашу память к известному месту в Евангелии от Матфея, где вся 23-я глава состоит из обличений фарисеев, книжников, иудеев, священников. Там тоже рефреном звучат слова горе вам.

Подхватывая это «горе вам», авва Исайя начинает самообличение и говорит: «Да, действительно горе нам». Он производит суд над собой, судит себя, прежде чем осудит его Бог. Именно в свете того, за что Христос упрекает книжников и фарисеев, он подхватывает эту обличительную речь Христа и направляет ее против себя, дополняя еще другими разными вещами. Почему он это делает?

У аввы Исайи этих «горе вам» гораздо больше, чем в Евангелии от Матфея, – 90 абзацев; 90 возгласов «Горе нам!» говорит авва Исайя. Конечно, очень большой, насыщенный текст. Но тем не менее он использует канву именно евангельского «горе вам». Потому что главное, за что обличает Иисус Христос книжников и фарисеев, – это лицемерие. И в этой 23-й главе таким же рефреном, как и «горе вам», звучит слово «лицемеры», потому что для этой обличительной речи Иисуса Христа именно лицемерие является самым страшным грехом, тем самым грехом, который мешает человеку сделать все, что можно сделать для своего спасения.

То есть именно лицемерие приводит человека к страшной духовной катастрофе. Именно лицемерие делает невозможным спасение человека. Не потому, что Бог так сердится на лицемера, хотя как на него не сердиться? Само по себе лицемерие есть некая консервация лжи. Человек выбирает ложь своим фундаментом, своим оплотом, одеждой, в которую он облекается, дыханием, которым он дышит, самой основой своей жизни и своего бытия он выбирает ложь. Поэтому, естественно, он просто не вмещается ни в благовестие, ни в милость Божью, ни в правду Божью – никуда он не может вместиться, потому что он весь основан на лжи, фундаментом его жизни становится ложь. В Царство Божье, в Царство истины ему просто не войти.

В этом смысле рыдания аввы Исайи направлены именно на обличение человека в лицемерии. То есть он, например, не сетует от того, что он плохо постится. Ну, плохо постится, любит покушать человек. Он не обличает за это. Как Христос не обличал за это, так и авва Исайя не обличает себя за это. Он обличает за то, что мы сами, любя покушать, другим говорим о посте. Что мы сами, нецеломудренные по существу, других учим целомудрию. Что мы сами плохие христиане, а других учим быть  хорошими христианами. Или, скажем, мы знаем, что мы плохие христиане, но других христиан мы ни простить, ни помиловать не хотим. Мы сами хотим милости от Бога, надеемся, что получим ее, потому что Бог пришел грешников спасти, а я грешник, значит, Он меня спасет. Мы верим в это, исповедуем. Но при этом говорим, что меня спасет, а тебя, грешника, ни за что не спасет.

Все эти девяносто рыданий, все эти девяносто возгласов «Горе нам!» и есть не просто обличения за какие-то страсти, а обличение именно за лицемерие.

Конечно, можно сказать, что по сути, по содержанию это «Слово» аввы Исайи является продолжением обличительной речи Иисуса Христа. Только он, именно для того, чтобы побороть это лицемерие, в корне от него отказаться, обличает не каких-то реально существующих лицемеров, а обращает это к самому себе. Точнее – к нам. К тем, кто учит, кто проповедует. К тем, которые каким-то образом являются светильниками (к ним обращаются люди, к ним приходят). К людям, которые пишут, к людям, которые говорят, к людям, которые связывают и разрешают, к людям, которые проповедуют, к людям, которые являются некоторым образом поставленными над народом. То есть он подхватывает идею Христа о книжниках и фарисеях и говорит, что современным праведникам, современным подвижникам, современным учителям по-прежнему горе, потому что лицемерие никуда из нас не ушло.

Прочитав это «Слово», можно увидеть немало таких моментов. И если человек имеет уши слышать,  можно поймать себя на том, что действительно большинство современных книжников, праведников, фарисеев, современных проповедников, учителей  по-прежнему могут быть обличаемы в лицемерии.

Всякий раз, когда человек относится к себе не так, как он относится к другому, или к другому относится не так, как к себе, он лицемерит, он неправильно судит, он полагает в основание своей жизни ложь.

В этом смысле, вчитываясь более всего в текст 23-й главы Евангелия, а также в эти рыдания аввы Исайи, мы можем проверить себя этим «Словом» и увидеть, насколько мы действительно лицемерим.  А по мысли и по свидетельству евангельского Откровения, человек-лицемер не может спастись, у него нет никаких шансов, пока он не откажется от своего лицемерия и не будет мерить все именно словом Божьим. Не приспосабливать слово Божье так, как удобно, а именно измерять все правдой и милостью Божественного Откровения.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать