Читаем Добротолюбие. Выпуск от 25 июня

25 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем читать слова преподобного Марка Подвижника из первого тома «Добротолюбия». Напомню: в прошлый раз мы начали читать второй блок сборника этих «Наставлений», который называется «Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов». Составитель этого блока таким образом расположил слова преподобного Марка Подвижника, что начал разговор с таинства Крещения, то есть с того самого события, с которого начинается христианская жизнь человека и, как следствие, духовная жизнь человека. При рассуждении о крещении несколько слов будет посвящено именно объяснению того, что происходит с человеком в крещении.

Мы говорили, что в первом и втором абзацах преподобный Марк говорит о необходимых условиях, при которых крещение действительно приводит к тому, что с человеком происходят существенные изменения. Первое условие – это вера. Именно настолько, насколько человек верит, действует таинство. Чем полнее, сильнее преданность человека Богу, чем большего он ждет от вмешательства Бога в свою жизнь, тем ощутимее, насыщеннее, полнее проявляются в нем те плоды, которые заложены в таинстве Крещения.

Второе условие – это оглашение. Мы еще не раз вспомним про это, потому что человек должен знать, к чему влечет его Христос, что Он требует от него, как нужно верить, чтобы действительно исполнилась, осуществилась в его жизни воля Божия. На этом мы остановились.

Но в этих двух абзацах преподобный Марк Подвижник говорит и о третьем условии. Третье условие – это решимость действовать, решимость к исполнению заповедей Божьих. Напомню, как пишет об этом во втором абзаце преподобный Марк:

Если и по крещении бываем мы подвержены греху, то это не потому, что не совершенно было крещение, но потому что мы нерадим о заповеди и пребываем в самоугодии по собственному нашему произволению. Волю нашу и по крещении ни Бог, ни сатана не приневоливает. В крещении таинственно освободились мы от рабства греху по написанному: «яко закон духа жизни освободил мя есть от закона греховного и смерти» (Рим. 8, 2), по причине же нерадения о делании заповедей Очистившего нас мы подпали действию греха, поскольку не исполняли заповедей, то снова сделались пленниками врага.

Именно желание, готовность изменить нашу волю, направить ее в соответствии с заповедью Божьей и приводят к тому, что мы делаемся способными исполнять волю Божью. Но самоугодие, как говорит преподобный Марк Подвижник, и собственное наше произволение приводят к тому, что мы живем по греху и страсти. Получается, что если человек не знает, что такое христианство, не слышал, что сделал с человеком Христос, не знает ни одной Его заповеди, потому что никогда не обращался к Евангелию, то после осуществления таинства Крещения он продолжает жить так же, как жил раньше, у него внутри ничего не изменилось. Он ничего не захотел изменить, потому ничего не изменилось. Он как жил по своей воле, так и живет. Он настоял по своей воле на том, чтобы произошло таинство Крещения, он захотел, чтобы это с ним произошло. Но для чего это, к чему это, Кто такой Христос, что Он от него ждет, человек так и не узнал. Не захотел просто. Собственно таинство действовало на него, но он как жил, так и продолжает жить, направляя свою жизнь так, как ему угодно, как он хочет. Поэтому Бог по-прежнему ничего не может сделать с ним, потому что никакой возможности для действия Богу в своей жизни человек не дает.

Конечно, глубочайшая ошибка, когда человек чувствует, думает так, надеется: мол, я покрещусь – и все в моей жизни станет, как по мановению волшебной палочки, волшебным. А этого не произойдет. Конечно, жизнь может измениться кардинально, она может преобразиться и стать жизнью совершенно другой, как это произошло в жизни, скажем, великомученика и целителя Пантелеимона или в жизни великомученика Трифона. Но это возможно только тогда, когда мы позволим Богу это с нами сделать, когда мы согласимся на то, чтобы в нашей жизни осуществлялась Его воля. А как мы можем согласиться, если даже не знаем, что есть Его воля? Тем более никакого желания следовать за Его волей у нас и вовсе нет. Поэтому человек так и продолжает пребывать в тех страстях, которые у него были до крещения. Не потому, что таинство не подействовало, а потому, что воля его не изменилась – она как была своя собственная, так и остается своей собственной.

В третьем абзаце преподобный Марк Подвижник продолжает рассуждать на эту тему:

Человек по своей воле где любит, там и пребывает, хотя и крестился, потому что самовластие не приневоливается. Когда Писание говорит, «что нуждницы восхищают царствие небесное» (Мф. 11, 12), то говорит сие о своей воле дабы каждый из нас понуждал себя после крещения не уклоняться к злу, но пребывать в благом. Получившим силу к исполнению заповедей, как верным, Господь заповедует подвизаться в них, дабы не возвращаться назад.

Именно вектор нашей воли после крещения, ее направление, и определяет все то, что с нами потом происходит. Она зависит от того, что обладает нашим сердцем и о чем думает наш разум. Если разум помышляет о Божьем, если он знает, что есть эта воля Божья, то он направляет  свою волю на то, что считает хорошим, благим, правильным, естественным. А если разум этого не знает? Если он не знает, что надо любить, считает, что по-прежнему надо идти по головам и бороться за свое место под солнцем? Если разум не знает, что надо молиться за врагов, то чего ради ему придет в голову молиться за врагов? Если сердце человека пылает сладострастием, так оно и после крещения будет пылать, потому что ему нравится все это.

Очень важна определенная подготовка, проведенная человеком накануне таинства Крещения. Это помогает Богу, помогает Духу Святому, даваемому в таинстве Крещения, именно воздействовать на человека, потому что приневолить, заставить человека Бог не хочет, да и не будет в этом никакой пользы. Получается именно та разница, которая фиксируется после крещения в том, что человек, как говорит здесь преподобный Марк Подвижник, получает силу к исполнению заповеди. То есть Дух Святой делает так, что заповеди становятся для нас вожделенны, как будто это именно то, что мы и хотим делать, тот образ жизни, который мы и хотели бы вести. Он становится для нас сладостным, желаемым; мы начинаем любить заповеди.

И Дух Святой дает человеку импульс, чтобы человек мог следовать за тем, куда влечет его сердце и что определил его разум. Таким образом, сердце воспламеняется любовью к тому, что велит Бог, любовью не только к абстрактной правде, а любовью к тому, что Бог считает правдой, любовью к Богу, потому что, как говорит Христос, любящий Его заповеди Его соблюдет (ср.: Ин. 14, 15). Когда мы любим Бога, то любим и то, что Он нам велит. Это общий закон жизни. Любовь приводит к тому, то мы исполняем волю того, кого любим, мы послушны ему. И Дух Святой производит такое изменение, что для нас становится желанным, вожделенным послушание  Богу, Он воспламеняет сердце наше этой любовью и дает силу нашей воле преодолеть встречающееся на этом пути сопротивление среды, сопротивление собственной греховной природы, сопротивление мира, нас окружающего, который, как известно, лежит во мгле. Нужно только единственное – наше согласие на то, чтобы Дух Святой с нами это сделал.

Вот, например, человек до крещения или пил, или развратничал. Он может после крещения очень просто и почти безболезненно этот навык греховный отложить, оставить. Он может после крещения стать не то что сразу непьющим (он должен сделать какие-то усилия до крещения), но он не чувствует больше желания пить, не чувствует больше желания развратничать, ничего этого с ним не происходит. До крещения он боролся, сопротивлялся, снова вставал. Но когда он принял крещение, он ощущает, что желание пить у него совершенно пропало. Или желание развратничать совершенно в нем пропало. И он радостно благодарит Бога. Но он должен по своей воле с этим согласиться. И тогда он получает свободу.

Понятно, что если он боролся с этой страстью до крещения, употреблял разные усилия и ненависть к этой страсти возрастала в нем все больше и больше, то он, как раб, стремившийся на свободу, в таинстве Крещения получает освобождение и вырывается на свободу. Но может и вернуться. Вернуться ему гораздо проще, чем человеку, который никогда этими страстями не обладал. Он может неделю, может день, а может лет пятнадцать не испытывать никакого прилога этой страсти, чувствовать себя свободным и летать на крыльях, потому что он помнит, как тяжела была жизнь, когда он был рабом страсти. Теперь он ничего не чувствует, ему хорошо. Но стоит ему, как прежде, скажем, вернуться к тому, что его соблазняло (подумать: «ничего страшного, возьму, да и выпью»; или: «ничего страшного, возьму, да и посмотрю разные соблазнительные картинки, я же уже свободен от этой страсти»), и увидит, как снова все вернется. Конечно, он будет потом сетовать: «Почему так? Почему меня никто не защитил?» Ты сам захотел это посмотреть, побеседовать, поразмышлять на эту тему, ты сам согласился соблазниться. Никто не виноват. Об этом хорошо пишет преподобный Марк Подвижник в пятом абзаце этих слов.

Но согласие на то, чтобы с нами произошли эти освобождающие нас изменения, предполагает, чтобы мы знали заповеди Божьи и решились следовать за Ним. Поэтому так необходимо и оглашение накануне крещения, и катехизация после крещения. Это не просто какие-то, как один человек сказал, формальные требования (как для человека, вступающего в Коммунистическую партию Советского Союза, необходимо было выучить устав этой организации, прочитать «Манифест», известный в то время всем). Это не формальные требования. Потому что для того, чтобы полнее ощутить действие крещения и действительно получить свободу от мучающих грехов, необходимо знать, что требует от нас Бог. Именно знание помогает действовать полнее Духу Святому, данному нам.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание при прочтении как третьего, так и второго абзаца данных наставлений: мы постоянно встречаемся (у святых отцов, в частности, и вообще в православном богословии) с тем, что важнейшим элементом организации человеческого бытия является так называемое самоугодие, или самовластие. У святых отцов именно в этом, в нашем самоугодии и нашем самовластии, и состоит вся суть гибели или спасения человека. Именно от нас это зависит. Наше желание, наша воля приводят к тому, гибнем мы или спасаемся. Потому что именно так проявляется личная устремленность человека: в том, к чему он направляется. Никакое создание каких-то идеальных условий, рая или еще чего-нибудь ничего не сделает с человеком, потому что измениться должна его воля, а не то, что его окружает. Ни его разум, ни его сердце – его воля. Именно за это борется человек. Именно в этом трагедия его гибели. И в этом радость его спасения.

Если человек не хочет спастись, никакой возможности его спасти просто не существует. А спасение предполагает именно жизнь в любви к Богу: к Богу, Который создал тебя, к Богу, Который тебя питает, милует и дает все блага, к Богу, Который является источником всякого блага для всего сущего и для меня лично. Именно любовь к Нему. Не просто согласие с Ним, не просто покорность Ему. Только любовь к Нему является сутью, основанием спасения. Любовь и есть спасение, любовь и является причиной спасения, любовь – само содержание спасения. Любящий Бога пребывает в спасении, не любящий – не пребывает в нем.

Но любовь такой феномен бытия, к которому нельзя принудить. Можно заставить человека молиться, можно заставить человека поститься… Но нельзя заставить человека полюбить. Никого нельзя заставить полюбить. Поэтому если человек не хочет любить Бога, то даже если он исполняет все заповеди, как фарисеи, нет в этом никакого толку, потому что он не любит Бога. И человек, который не исполняет ничего, как разбойник или блудница, но любит Бога, неожиданно обретает спасение. Именно в любви к Богу и скрестились, как крест, все пути человека, ведущие его либо к спасению, либо к гибели. Если человек не полюбит Бога, если он не сможет свободно по любви отдаться Ему, то и невозможно ему спастись. В том, чтобы изменить направленность себя самого, и состоит суть духовного ли, аскетического ли, какого угодно делания в Церкви. От этого зависит все.

Рассуждать о том, что сделает Бог или чего Он не сделает в отношении людей спасающихся или погибающих, это просто не о том говорить. Не в Боге дело-то. Бог всех любит. Но спасение состоит в том, чтобы человеку полюбить Его. Если человек не хочет этого сделать, нет сил в бытии, никогда не было и никогда не будет, которые смогли бы заставить человека полюбить.

Шестой абзац наставлений преподобного Марка Подвижника:

Когда по святом крещении, будучи в состоянии исполнять заповеди, не исполняем их, тогда, и не желая того, бываем содержимы грехом (опять падаем в рабство греху), пока покаянием не умолим Бога, направляясь ко всем заповедям Его, и Он истребит грех нашего самовластия.

Если же человек не воспользуется крещением для освобождения от страстей, то ему остается спасаться покаянием. То есть в день, когда он крестится, когда происходит это чудесное и неповторимое таинство – Бог сходит в человека, человек может освободиться. Если он не воспользовался даруемой свободой, если он не вышел в открытые двери и не воспользовался тем, что враги повержены и лежат, но промедлил, остался в тюрьме, остался в плену, остался в рабстве, то все остается так, как он захотел. Ему давалось время выйти – он не вышел. Снова начинается плен, снова начинается рабство. Выйти можно. По-прежнему можно. Но это уже не будет актом таким простым, единовременным, буквально полчаса – и ты свободен; ну, час… Нет. Придется долго отстаивать свою свободу. Благодатные силы даны, но это уже будет процессом долгим, трудным, не так, как если бы это было в крещении.

По этой причине иногда люди удивляются, почему в древности, скажем, с уже упомянутыми здесь мучениками или преподобными сразу после крещения происходили благодатные изменения и они уже больше никогда ко греху не возвращались, а мы так мучаемся – постоянно кайся, борись и снова кайся? Это потому, что в день, когда мы крестились, мы не воспользовались даруемой нам свободой. А не воспользовались мы именно потому, что не знали, что нам даруется свобода. Мы как заключенные в темнице, которым отворили освободители двери, перебили всю охрану, а мы ходим и думаем: «Странно, ворота открыты, охраны нет. Какие странные забавы у людей! Ну ладно, пойдем дальше делать то, что должны делать». Мы как бы не пользуемся той ситуацией, которая даруется нам в крещении, потому что не хотели оглашаться, потому что не хотели учиться, не хотели вникать в то, что так желал нам рассказать какой-нибудь проповедник, учитель или священник, собирающийся нас крестить. Как он взывал к нам! Как он обращался: «Послушайте, что говорит нам Христос! Походите, подумайте, помолитесь!» Нет! Нам очень хотелось настоять на своем. Мы настояли.  День свободы пришел, а мы им не воспользовались.

О том, что этот день свободы наступил тогда, когда нас крестили, мы, конечно, вспомним лет через десять, пятнадцать, двадцать, тридцать, а то и пятьдесят. Тогда мы начнем медленно, уже изможденные и грехом, и просто возрастом жизни, стараться что-то сделать. Конечно, сделать уже не сможем, но можно сказать: «Господи, я все сделал неправильно, я не воспользовался даруемой мне свободой, но ныне говорю Тебе: я не хочу жить, как жил до этого, освободи меня от врагов моих. Если бы я мог начать все снова, зная то, что я сейчас знаю, я бы прожил жизнь по-другому, я бы посвятил ее Тебе, я бы прожил с Тобою, я бы исполнял все Твои заповеди». Можно еще дольше говорить… Это развернутое выражение того, что хотел сказать разбойник: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!

И этого достаточно будет для того, чтобы спасся человек. Он не успел принести плоды покаяния, но он осознал, что все в его жизни было ложью. Но теперь, осознав, что все было ложью и все было неправдой, он хотел бы прожить жизнь иначе, но уже не может. Но этого достаточно бывает, чтобы прожить жизнь иначе в вечности. И возглас Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!– это не просто некая случайность, это плод жизни, это итог чувств и размышлений человека, итог, показывающий, что он хочет жить иначе. И это «иначе» дается ему в вечности. Там ты получаешь свободу от грехов, там ты получаешь возможность жить по воле Божьей.

Но не так просто дойти до этих слов. Кто-то думает: «Погрешу, погрешу, на старости покаюсь!»  Не так просто это делается. Даже там, на одре смерти, все это знают, отнюдь не так просто произнести эти слова. Гораздо легче произносится: «Господи, ну дай мне еще хоть год (ну полгода, ну хоть месяц) прожить так же в удовольствиях, как я жил до этого».

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать