Читаем Добротолюбие. Выпуск от 10 сентября

10 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем читать «Наставления» преподобного Марка Подвижника и обращаемся к сорок второму абзацу:

Мудрые в слове только обижающих считают виновными, а умудренные Духом и тогда, как их обижают другие, порицают самих себя, если не с радостью произвольно терпят обиды, и не только за сие порицают себя, но и за то, что скорби происходят от их же собственной прежней вины, хотя одно согрешение и легче другого. Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия, а кто нашедшую на него скорбь переносит, как свою собственную, тот исповедует прежде сделанное им зло, за которое и терпит, перенося тяжкое.

Конечно, преподобный Марк Подвижник говорит о высоте, он говорит о мудрости, он говорит об умудренных духом людях. И, конечно, и мне, и всем нам до этого очень далеко и высоко. И на том основании, что речь идет со ссылкой на каких-то умудренных духом людей, можно и не обращать внимание на то, что говорится в этом слове. «Не к нам относится, да и ладно, мы обычные люди, поэтому будем и обижать, и обижаться, и на обиду платить обидой» – так обычно люди и размышляют. Но если мы вчитаемся в слово повнимательнее, то увидим и возьмем оттуда сам принцип святоотеческого отношения к обиде.

Во-первых, любая обида, нанесенная человеком, как говорит Марк Подвижник, делает человека виновным. То есть человек, словом обижающий другого человека, виноват, он творит грех. Любое обидное слово, сказанное другому человеку, есть грех. Почему?

Потому что это нарушение заповеди. Каждый, по крайней мере, знает о том, что это есть, что главное качество христианина, главная заповедь есть заповедь о любви. Любовь, как мы знаем со слов апостола Павла, не раздражается, не ищет своего, она все терпит, все переносит, всего надеется, всему верит. То есть любовь не раздражается и все терпит (см.: 1Кор. 13, 4–8). То есть если человек говорит обидное слово, то он, естественно, раздражился. Значит, говоря обидное слово, он не любит другого человека, он не любит ближнего, вообще в принципе не любит ближнего, поэтому старается сделать ему с помощью слова больно, старается причинить ему боль. Он и говорит обидное слово для того, чтобы обидеть человека, сказать ему что-то неприятное, зная, что это неприятное слово, что человеку будет стыдно, больно или еще каким-то образом он будет страдать. Мы и говорим обидное слово, чтобы заставить человека страдать. Значит, мы раздражились и этого человека не любим. Заповедь Божья, которую должен знать каждый человек, которая существует испокон века, с древнейших времен, говорит: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим и ближнего своего, как самого себя» (см.: Лк. 10, 27). Но никто же не хочет быть обиженным, никто не хочет, чтобы обижали его, никто не хочет слышать обидных слов. Поэтому каждый, кто говорит обидные слова, нарушает заповедь Божью, он не любит ближнего, как самого себя, он преступник и нарушитель заповеди.

С другой стороны, естественно, чаще всего обидные слова есть некое ответное действие, некое противодействие. По крайней мере, человек часто оправдывает себя этим: я, конечно, никогда бы ничего обидного никому не сказал, но если меня обидели, то что же, я должен молчать? Мы пока оставляем вопрос о том, чем руководствуется первый человек, наносящий обиду, хотя, очевидно, и он может оправдать себя какими-то обстоятельствами и сказать, что он вообще-то бы не сделал этого, но он делает, потому что другого выхода у него нет. Поэтому суть не меняется: человек обижает, говорит обидные слова, потому что он уверен, что у него есть на это право, он защищает себя. То есть он сознательно воздает злом за зло, ему кажется, что к нему отнеслись жестоко, несправедливо, унизительно, его честь и достоинство попраны. И поэтому, чтобы защитить свою честь и достоинство, он ничего другого не находит, как обижать в ответ, то есть унижать честь и достоинство другого человека. Это и есть воздавать злом за зло.

То есть всякое обидное слово, по какой бы причине мы его ни сказали и какими бы причинами его ни оправдали перед собственными  глазами, внутренним оком, собственным сердцем, всегда будет воздаянием злом за зло. У нас есть причина, неважно какая, выдуманная или невыдуманная, но у нас есть причина: с нами поступили зло, и мы воздаем злом за зло.

 И очевидно, что это не только нарушение заповеди, ибо апостол Павел ясно говорит: Никому не воздавайте злом за зло (Рим. 12, 17). Но это есть и прямое несоответствие христианскому образу жизни, христианскому учению, ибо Христос никогда не воздавал злом за зло, категорически был против этого, никогда такому не учил, всегда говорил о том, что человека нужно прощать, если он тебя обидел.

Если у нас есть основания сказать обидное слово, мы должны понимать, что эти основания просто нами придуманы. Как христиане мы не имеем права воздавать злом за зло, кричать, когда на нас кричат, обижать, когда обижают нас, укорять, когда укоряют нас, – всего этого делать мы не имеем права именно потому, что мы христиане. Поэтому основание, скажем, злого отношения другого человека к нему для христианина не является причиной, по которой он может оправдать свое злое действие, оправдать свой злой поступок, оправдать свое обидное слово.

Задумаемся над тем, что происходит, когда мы говорим обидные слова. Очень часто на самом деле мы действительно пытаемся отомстить за нанесенную нам обиду. Часто, хотя мы не задумываемся над этим, жертвой наших обидных слов являются люди, сами по себе обиды нам не нанесшие. Но обидеть словами того, кто нам обиду нанес, у нас не хватает либо мужества, либо так не сложились обстоятельства. Скажем, нас лишили какой-то части законной зарплаты: мы считаем, что нас несправедливо обидели. Но, разумеется, пойти разбираться к работодателю или тем более, если человек работает на государственной службе, куда-то в более высшие инстанции, к руководителям государства, к правительству, обращаться в бухгалтерию никто не будет. Человеку обидно, и эту свою обиду, это свое зло он срывает на других людях. Он догадывается, что они не виноваты, но он оправдывает свое состояние тем, что и к нему ведь тоже несправедливо отнеслись. Но всякие вопросы типа, чем виноват этот человек, зачем усиливать несправедливость, не достигают никакой цели, потому что человек уверен, что имеет право обижать других только на том основании, что обидели его.

Если бы кто-то подумал и попытался охватить это философским взглядом, он бы, наверно, и объяснил, что, по сути дела, так и мучается мир: где-то кто-то кого-то обидел, и, вместо того чтобы воздать злом за зло обидчику, он обижает другого. Тот другой либо обижается и в ответ хочет обидеть своего обидчика, либо, если он этого сделать не может, вымещает свое зло на том, на ком выместить может. Поэтому все люди приносят друг другу зло, обижая, укоряя, делая больно друг другу. И очень часто, гораздо больше, чем это может показаться, страдают люди, формально нам ничего не сделавшие.

Скажем, когда муж приходит чем-то возмущенный с работы, он срывается на жену и на детей. Но он уверен, что имеет право на это, он просто абсолютно в этом уверен, что его поведение абсолютно адекватно, потому что как иначе может быть? Раз меня обидели, должен же я на кого-то эту обиду вылить, а мои домашние для того и домашние, чтобы мои действия вытерпеть, пусть сидят и молчат. На ком же я еще должен срывать свое зло? Ни на ком. Никто ни на ком не должен срывать никакого зла, человек не может воздавать злом за зло. Но вот это желание отомстить за кажущуюся или реальную обиду и приводит к тому, что зло умножается.

Мне сказали обидные слова – я обиделся и сказал обидное слово в ответ. Зла стало в два раза больше. Я могу не сказать в ответ ничего и могу сказать обидное слово другим людям. Разумеется, поскольку я обидел людей, этого не заслуживших с моей стороны, то значит, зла стало в три раза больше, потому то они сделают то же самое.

Таким образом, зло размножается буквально как вирусы, как бактерии, в состоянии геометрической прогрессии, зла становится больше и все постоянно воздают злом за зло друг другу. И именно таким образом зло начинает над нами довлеть, зло побеждает нас, зло есть везде, потому что начинает присутствовать во всех обстоятельствах, во всех уровнях нашей социальной, духовной, душевной, политической, экономической жизни, зло лезет во все щели и заполняет их, потому что мы сами его и умножаем. Это как некое умножающее заклинание: воздали злом за зло, и его становится все больше и больше. Вот такая печальная судьба.

Но, кроме того, здесь Марк Подвижник указывает еще на один аспект такого неправедного, обидного слова. Он пишет: Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия. То есть мы, возмущаясь поступком, обидой, укоризной другого человека, берем на себя суд Божий, мы говорим Богу: «Нет, Господи, отойди в сторону! Мне отмщение, я воздам! Я, человек, воздам этому человеку. А Ты не вмешивайся. Ты ничего в этом деле сделать не сможешь, Ты ничего в этом не понимаешь, надеяться на Тебя бессмысленно, бестолково, и этого я делать не буду. Я сам разберусь со своей судьбой, я сам разберусь со своими обидчиками. Я знаю, что мне делать, отойди, Господи».

То есть каждое воздаяние злом за зло есть бунт против Божественного правосудия, против Божественной справедливости. Оно есть как бы отстранение от Бога, потому что мы просим Бога отойти в сторону и сами решаем и судьбу другого человека, и свою собственную судьбу. Мы делаем господинами самих себя, и, стало быть, никакого Господа над нами уже нет, мы не подчинены нашему Хозяину, мы не считаем, что  у нашего обидчика есть Хозяин, мы не считаем, что мы Господни слуги, что мы Божьи дети. Мы сами разбираемся со своей проблемой. И Бог таким образом по нашей воле выдвинут за границы нашей жизни, мы Его поставили за скобки, мы сами разбираемся.

Получается, что мы, творя зло, по собственной воле, таким образом, отдаем свою волю во власть зла. Поэтому получается, что наша воля действительно пленяется злом, Бог становится вне нашей жизни. И это дает власть злу такую, что в конце концов это доходит до неразрешимых конфликтов, противоречий, тотального непонимания, нежелания понимать друг друга и в конце концов кончается войнами как неким следствием человеческой одержимости воздаяния злом за зло. Никому, понятно, от этого лучше не становится. Бог по нашей собственной воле становится вне нашей сферы деятельности, области жизни, мы сами разбираемся с собой, причем разбираемся всегда на основании злых решений, на основании злой воли. Естественно, зло приобретает, как нам кажется, непреодолимую власть над всем миром. На самом деле мы сами эту власть злу отдали, потому что сами всегда и всем вокруг воздавали злом за зло.

Кроме того что мы еще и продолжаем творить дела плоти (ибо, как говорит апостол Павел, дела плоти есть ссора, вражда, ненависть, злоба (см.: Гал. 5, 19–21)), мы теряем благодать Святого Духа, мы делаемся плотяными, бездуховными. То есть, попросту говоря, Дух, Который был дан нам в Святом Крещении, уходит, выдавливается из нас нашим желанием делать зло и в конце концов полностью оставляет нас.

А апостол Петр, скажем, в своем Первом послании, во второй главе, говорит, что мы к тому и призваны, братья, чтобы, страдая несправедливо, терпеливо переносить страдания (1Пет. 2, 19). Это могло бы показаться для всякого нормального человека противоестественным, ненормальным, даже глупым. Но после того как Христос был распят на Кресте, Бог, сотворивший этот мир и человека, Всесильный и Всемогущий, Всеправеднейший Бог, Который есть любовь, Бог, пришедший спасти мир, принял совершенно несправедливое, невинное осуждение и муку на Кресте и последующих за Ним назвал Своими учениками, что же удивляться, что именно такие условия требуются от нас как от учеников Христовых? Поэтому для христианина, для апостолов и учеников Христа и учеников апостолов, собственно, другое состояние и не предполагается.

Но никто не верит, никто не собирается так жить, поэтому в мире умножается зло. Поэтому когда христианин перестает быть солью, когда он перестает быть светом, происходит всеобщее загнивание. Соленость христианина – это именно его способность погашать зло добром. Только так можно победить зло. Только добром, благотворением, молитвой и призыванием Бога и помощи Божьей на людей обижающих. Нам кажется, что это противоестественно, что это разрушит человеческую жизнь, но ничуть не бывало, потому что Бог никуда не ушел и суд над всяким человеком в Его руках. И Он силен защитить всякого надеющегося на Него человека.

Но это только один аспект того, что пишет здесь преподобный Марк Подвижник. Второй аспект тоже очень интересен и не менее важен. Конечно, сам Марк Подвижник ссылается здесь на людей, умудренных духом, но этот принцип подходит для каждого человека, который действительно хочет быть христианином.

А так ли уж несправедливо мы страдаем? Нам кажется, что мы обижены чужим словом укоризны несправедливо, но, может быть, нам только так кажется? Может, мы сами дали повод человеку сказать нам обидное слово? Так думают мудрые духом, они именно так воспринимают ситуацию с нанесенной им обидой: может быть, мы в чем-то согрешили, может быть, действительно спровоцировали человека на это неадекватное действие, может быть, мы что-то сделали не так? Это удел смиренных. Мы, конечно, не таковы, мы не смиренны. И именно по этой причине рушатся семьи, рушится дружба, рушатся союзы самые разнообразные, потому что одни постоянно говорят обидные слова, убивая этим и любовь, и свою душу, и чужую душу, а другие постоянно делают это основанием для того, чтобы ответить обидным словом. И никто не замечает того, что они сами своим невниманием постоянно дают повод к повторению этих обидных слов. И получается неразрешимый круг противоречий, выйти из которого нельзя никаким образом.

И люди никакого другого способа не находят, как просто этот гордиев узел разрубить: разломать семью, разрушить дружбу, разбить всяческие товарищеские союзы, разрушить, потому что выйти из этого замкнутого круга не получается. Каждый уверен, что он страдает несправедливо, вместо того чтобы заглянуть в самого себя, посмотреть на самого себя: может, действительно я сделал что-то, хотя бы отчасти достойное этих обидных слов? Конечно, никто не должен говорить обидные слова, но вдруг я сам виноват чем-то, что вынудил человека к такому серьезному греху, к такому серьезному нарушению… Но для того чтобы это понять, осознать, увидеть, нужно смириться. А мы не можем, вернее – не хотим.

Вот жена унижает мужа, говорит ему очень обидные слова, очень плохие слова. И каждый мужчина уверен, что она не имеет право это говорить, кто она такая? Она жена, она должна слушаться мужа, кто дал ей право так ко мне относиться? А подумать о том, что, может быть, ты сам своим немужественным поведением, своим торчанием у компьютера или телевизора, своим постоянным расслаблением по каким-то выдуманным или невыдуманным поводам, своим неучастием в семейной жизни, воспитании детей довел ее до такого озлобления, что она в конце концов, не выдержав, кричит? Да, она не имеет на это право. Но ты тоже дал ей повод так делать. Посмотри на себя, попробуй услышать в ее словах боль – и ты сможешь измениться; тогда сможешь, уврачевав себя, уврачевать ее. Не надо разрушать семью, можно еще пока все исправить.

Или он унижает жену, говорит ей очень плохие, очень горькие, очень обидные и очень злые слова, называя ее порой гнусными именами, стараясь унизить, обозлить, раздавить. Он – мужчина, он имеет право, он делает это с сознанием того, что у него есть на это основание. А она, бедная, изнемогает и думает: «Да как же он смеет? Ведь он же мужчина, он должен меня защищать, а вместо этого он то и то делает... Как можно терпеть эти непрестанные унижения? Нет, я терпеть этого не буду! Я тоже ему все скажу. А если не могу сказать, я просто уйду, потому что жить так невыносимо!» А посмотреть на себя и сделать вывод? Может, я своей гордыней, своим тщеславием, своей болтовней или постоянным беспорядком в душе и в квартире, своим постоянным сидением в телефоне, вместо того чтобы заниматься детьми, сама вынудила его к тому, чтобы он так говорил? Но никто так не подумает. Все будут думать, что они обязаны защищать свои права, что в претензиях и обидных словах другого  нет никакого смысла, нет никакого основания, это просто злой человек, а злого человека надо либо вразумить, либо раздавить.

И так разрушаются семьи – только на том основании, что люди не могут смириться. Хотя вместо того, чтобы обидеться на произнесенные слова и принять их и как яд, можно смириться и принять их как свет, потому что все обличаемое от света является, ибо все обличаемое есть свет. Может, Бог послал этого человека, чтобы меня вразумить и сказать мне то, что возмущает не только этого человека (эту женщину, этого мужчину, этого друга, этого начальника), а сказать то, чем, может быть, Бог возмущен в моем поведении гораздо больше. Нужно только с верой принять то, что нам говорят. С верой и смирением. Ведь если я не вынесу обличение ближнего своего, то как я вынесу обличение на Страшном суде за то, что жил недостойно и грешно?

Но человек не хочет смириться, поэтому зло продолжает торжествовать. А может быть, как указывает здесь преподобный Марк, мы и сами раньше говорили когда-то кому-то обидные слова? Мы раскаялись в этом. И чтобы очистить нас от нанесенного другому зла, очистить нас от той гордыни, которая привела нас к тем горьким словам, о которых мы жалеем, Бог попускает нам нынче потерпеть нечто, потерпеть эти обидные слова? И в терпении очистить наши души от той заразы, от того зла, которое мы когда-то нанесли другому человеку. Ибо терпением и спасаются, и очищаются души человеческие.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать