Читаем Апостол. 9 сентября. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа

9 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 3, ст. 15–22

15. Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.

16. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.

18. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20. Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;

22. но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

(Гал. 3, 15-22)

 

Это очень интересный отрывок, крайне важный для освещения той проблематики, которая столь принципиальна для апостола Павла: в Послании к Галатам более всего он пишет о том, что спасение совершается по вере в Иисуса Христа. И в этом отрывке он, можно сказать, в нескольких строчках, обрисовывает всю библейскую историю от Авраама до Христа.

Апостол Павел акцентирует внимание на том, что наследство Аврааму было дано по обетованию: Бог обещал ему, что в нем благословятся все народы и он станет отцом множества, то есть всех верующих. И раз Бог дал обещание в одностороннем порядке, Слово Божие непреложно и обещание будет выполнено. С точки зрения логики апостола Павла, исполнение этого обещания явилось в факте пришествия в мир Сына Божия. Бог дал Аврааму обещание и через Иисуса Христа исполнил его.

Но как быть, ведь есть еще и закон Моисеев? Как пишет апостол Павел, этот закон явился спустя 430 лет после завета с Авраамом, но не может упразднить данного ему обещания. Раз оно было дано Богом в одностороннем порядке, то никакой закон (а это всегда двусторонние отношения) не может отменить его. Как об этом написано в 18-м стихе, «если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию». Возникает закономерный вопрос: если есть Авраам и есть Христос, если Богом Аврааму обещание было дано, а во Христе исполнено, для чего между этими двумя библейскими событиями - жизнью Авраама и явлением в мир Иисуса Христа - существовало еще дарование Богом заповедей, закона, Моисею?

Именно этот вопрос и задает апостол Павел: «Для чего же закон?» И сам отвечает: «Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» . Очень важный момент, который несколько искажен в нашем русском переводе. Понимание данного 19-го стиха немного затемнено не вполне адекватным переводом. Ближе к оригиналу было бы понимание, которое отражено в славянском тексте, во многом являющемся калькой с древнегреческого. Иногда полезно заглянуть в славянский текст и посмотреть, как там звучит тот или иной отрывок. В данном случае этот отрывок выглядит приблизительно так: «Для чего же убо закон? Преступлений ради приложися». То есть получается - и если мы задумаемся, то это совершенно логично, - что закон был дан не по причине преступлений, а как раз для того, чтобы появились преступления. Что имеется в виду? Если нет закона, то грех не может быть вменен. Грех как понятие болезненного состояния существовал со времен грехопадения Адама, но как его можно было вменить, то есть назвать преступлением?

Преступление возможно только тогда, когда есть через что переступать, отсюда и само слово «преступление». Закон как раз и был для того дан, чтобы человек увидел: не все так хорошо в его существовании, понял, что он совершает преступление. Здесь закон явился своего рода лакмусовой бумажкой, которая показала, что человек не совершенен, не идеален, нуждается в спасении. Потому что только когда существует преступление, существует и наказание, а когда существует наказание, тогда присутствует момент покаяния и жажды спасения. То есть закон готовил человечество к пришествию Христа - исполнению обещания. Таким образом получается, что линия Авраам - Христос совершенно не упраздняется законом. Между ними был закон, который готовил человечество к принятию Спасителя, вырабатывал в человеке жажду спасения - избавления от греха преступлений, в этом была его суть. Закон уже являлся не односторонним обещанием Бога, а двусторонним соглашением Бога и человека. И, как написано у апостола Павла, он был «преподан через Ангелов, рукою посредника» . Существует понимание, что закон был дан людям через Моисея, а со стороны Бога его преподавали ангелы, получается, что между Богом и людьми есть еще посредники: Моисей и ангелы. Именно потому, что закон - это двустороннее соглашение, уже не обещание, а именно договор. Это принципиальная разница между тем, что было обещано Богом Аврааму, и тем, что произошло в момент договора с Моисеем.

В 21-м стихе апостол Павел спрашивает: «…закон противен обетованиям Божиим?» Конечно, нет, он хорошо отражает волю Божию, и об этом им хорошо написано в Послании к Римлянам. «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» , то есть проблема не в том, что закон плох, не идет от Бога или противен Божиим обетованиям - ни в коем случае. Просто он не может животворить, не может менять человека, он может только вменять человеку преступления: указывать ему на то, что что-то происходит не так, иногда даже провоцировать, поскольку запретный плод всегда сладок, но и, в конце концов, наказывать, потому что наказывает человека именно закон. Закон - это еще и палач для человека. Но животворить, изменять и приводить ко спасению закон не может, в этом он бессилен - именно поэтому и д`олжно было прийти Спасителю Христу. Об этом апостол Павел будет писать дальше в Послании к Галатам, и мы будем об этом говорить.

Напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости для нас с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем заключено для нас с вами великое наставление, отрада и утешение. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать