Читаем Апостол. 9 мая. Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым

9 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 21–33. 

21Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,31и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Итак, братья и сестры, мы с вами слышим продолжение той истории, которую мы читали вчера. Это 10-я глава – тоже один из важных поворотных моментов. Конечно, с обращением апостола Павла мало что может сравниться по своей фундаментальности. Но, тем не менее мы видим, как постепенно Господь открывает не только через Павла, но и через других апостолов, что христианство должно быть открыто всякому человеку. Всякому, кто ищет Бога, Он откроется, абсолютно не зависимо от теоретических внешних формальных предпосылок. Всякий, ищущий Бога, обретет Его. Вот такая мысль, если ее выражать другими словами, заключается в сегодняшнем отрывке и в этом видении апостолу Петру.

Итак, мы видим, что люди приходят от Корнилия-сотника к Петру, объясняют, зачем они пришли и просят пройти Петра с ними. Петр соглашается. «Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию.» Напомню, что Кесария – город, приблизительно в 80-ти километрах от Иерусалима, где с 6 г.до Рождества Христова находилась резиденция Римского наместника, т.е. прокуратора, кесария. Собственно, так она и называлась – Кесария, от имени кесаря – Цезаря. Это резиденция римского прокуратора, где находились и войска. Поэтому Корнилий-сотник послал за Петром, чтобы он пришел именно в  Кесарию.

«Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Действительно, мы видим здесь происходит прикосновение традиции языческой, античной и иудейской. В иудаизме Бог, напомню, абсолютно недосягаем, абсолютно трансцендентен, и надмирен, и поэтому поклоняться можно только Ему. Человеку ни в коем случае поклоняться нельзя. А у язычников поклонение людям, как богам, в том числе императору, постепенно нарастало. Из книги «Апокалипсис», мы занимались этой проблематикой, что если Юлий Цезарь сам к этому не стремился (но он и не был еще императором в полном смысле этого слова, хотя его тоже ввели в пантеон богов уже после его смерти), то Октавиан Август, хотя и не форсировал свое почитание, мы помним, что ему все-таки был построен храм. Тиберию позже – тоже, хотя они еще не требовали этого так основательно, как это делали Калигула, Домициан и некоторые другие.

Итак, соприкоснулись две традиции. Корнилий падает перед Петром. Петр понимает его, говорит: «Я тоже человек. Встань». «И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Вот ключевой момент. Петр правильно понимает то, что хочет сказать ему Бог. И эта интерпретация сопровождается его правильными действиями – он идет на встречу к Корнилию, приходит к нему в дом, соприкасается с язычником. И, комментируя этот момент, он говорит: «Вы знаете, что нельзя соприкасаться, но Бог открыл, чтобы я ни одного человека не почитал нечистым». Рушится граница между чистым и нечистым. И это касается не только человека. Мы помним, потом Павел напишет, что для чистого все чисто. Нет ничего самого по себе нечистого, только если кто-то что-то нечистым почитает. Здесь мы видим, что разрушение этой стены происходит в контексте общения иудея и язычника.  

Читаем далее: «Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога».  Мы видим, как Корнилий рассказывает со своей стороны, что Ангел тоже сподвигнул его на то, чтобы он пригласил Петра. Происходит встреча двух миров. В общем, если не считать эфиопского евнуха, Корнилий – уже явный язычник. И это первая серьезная встреча на страницах «Деяний» даже еще до деятельности, до проповеди апостола Павла.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать