Читаем Апостол. 9 марта. Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис)

9 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Милостью Божией мы с вами подходим к Великому посту. Последняя неделя перед Великим постом называется Сырная или Масленица. Наверное, многие из вас, кто знаком с церковным календарем, знают, что в период Великого поста в будние дни, за исключением праздников, новозаветные чтения в Церкви не читаются. То есть мы с вами будем рассуждать об апостольских и евангельских отрывках только в субботу, воскресенье и праздники. На Сырной неделе в среду и в пятницу литургии так же не положено, и новозаветные чтения мы с вами не слышим.

Для того, чтобы наше общение продолжало быть таким же регулярным, было принято решение, что в дни, когда не читаются отрывки из Нового Завета, положенные по календарю, мы с вами попробуем в меру своих сил поговорить об одной очень интересной книге, тоже новозаветной, которая в православной практике никогда не читается за богослужением. Те, кто хорошо знаком с церковным календарем, сразу догадались, что это книга Откровение Иоанна Богослова, или по-гречески Апокалипсис. Действительно, эта книга чрезвычайно интересна, очень многие люди обращались к ней по разным поводам, в том числе чтобы осмыслять какие-то исторические события. Эта книга вдохновляла многих художников, поэтов, писателей.

Почему отрывки из этой книги не читаются за богослужением в Православной Церкви? Наверное, потому, что ни одна другая книга не вызывала столько споров относительно того, следует ли включать ее в канон новозаветных книг. На западе эту книгу быстрее включили в канон. Те, кто изучал этот вопрос, знает, что за богослужением в Западной Церкви Апокалипсис звучит. На Востоке этот вопрос долго обсуждался, были сомнения, включать или не включать Апокалипсис в новозаветный канон, поэтому когда уже сформировался круг годичных чтений, для Апокалипсиса там не оказалось места.

Тоже касается и толкований: на Западе эта книга была включена в канон быстрее, и, соответственно, появилось немало толкований, а у нас, на Востоке, полноценных серьезных толкований практически не имеется. В VI-VII веках святой Андрей Кесарийский пытался толковать Апокалипсис, но по сравнению с другими книгами Нового Завета здесь есть определенный пробел. Евангелия и апостольские послания толковались Иоанном Златоустом (V век), Ефремом Сириным, близким к нам по времени Феофаном Затворником, который объединил толкования многих святых отцов и дополнил чем-то от себя. Апокалипсис в этом отношении стоит в стороне.

На мой взгляд, чрезвычайно важно заполнить этот пробел в наше время, поскольку существует очень много вольных пониманий этой книги, на которых строятся разные манипуляции, спекуляции, разговоры, часто церковные, которые иногда становятся околоцерковными. Нам было бы неплохо постараться по мере наших с вами сил понять, о чем эта книга и как ее понимать более правильно.

Задача эта очень непростая хотя бы потому, что толкований существует не так много, но в 2015 году вышла замечательная книга – комментарий к Апокалипсису под названием «И увидел я новое небо и новую землю». С ее появлением рассуждение на тему Апокалипсиса стало гораздо более доступным и возможным (хотя и не сказать, что легким). Наверняка, многие из вас, братья и сестры, уже знакомы с этой книгой, она продается в церковных лавках. Ее автор – выдающийся православный библеист архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Те, кто живет в Санкт-Петербурге, особенно хорошо знают этого человека и даже, возможно, слышали вживую. Остальные могли читать его лекции, слушать аудиолекции. Книга новая, но в ней собрано очень много полезного материала, и взгляд на Апокалипсис по прочтении этой книги становится гораздо более трезвым, привязанным к тем историческим реалиям, в которых он был написан.

Книга Апокалипсис замечательна по многим соображениям. Не сразу можно понять единый жанр этой книги. Когда мы изучаем какую-то литературу, тем более древний текст, даже Священное Писание, очень важно понять, что за жанр у этого произведения. Исходя из того, как мы определим жанр, мы сможем правильно (или неправильно) понять содержание текста. Если это историческая повесть, то мы относимся к ней как к изложению истории; если это роман, то понимаем, что в нем присутствует художественный вымысел, если сказка или басня, что речь там идет не собственно о реальных персонажах, а это метафора, аллегория. Все мы прекрасно знаем различные басни, в том числе нашего великого баснописца Крылова. И когда, например, читаем басню «Лебедь, рак и щука», понимаем, что речь идет не о реальных живых существах, а что это аллегорическое изображение какой-то жизненной ситуации, понимаем внутреннюю суть того, что хочет донести до нас автор. Поэтому чрезвычайно важно, особенно в такой книге, как Апокалипсис, определить ее жанр. О проблеме жанра мы, наверное, и поговорим в ближайшее время.

Также эта книга замечательна тем, что в ней содержится огромное количество аллюзий, то есть намеков на ветхозаветные образы, символы. Где-то есть явные параллели с какими-то цитатами, высказываниями пророков. Не все из них мы сможем перечислить, наше общение в формате ежедневных десятиминутных встреч в программе «Читаем Апостол» даст нам лишь возможность в те дни, когда нет апостольских чтений, окинуть беглым взглядом эту замечательную книгу, обозначить главные моменты и на чем-то акцентировать внимание. Чтобы полнее разобраться в содержании этой книги, рекомендую по возможности познакомиться с книгой архимандрита Ианнуария «И увидел я новое небо и новую землю», где обозначены все эти ссылки и аллюзии.

Книга Апокалипсис содержит не только огромное количество ветхозаветных образов, но в ней есть определенные намеки на какие-то события, связанные с ситуацией, в которой находилась в тот момент Римская империя. Есть много числовой символики, о чем мы тоже обязательно поговорим. Одним словом, книга имеет чрезвычайно богатое содержание. И хотя в ней мы, может быть, и не найдем каких-то сложных рассуждений, наставлений, как, скажем, в соборных посланиях и тем более посланиях апостола Павла с его сложными пассажами и парадоксами, книга Апокалипсис не становится от этого менее насыщенной по богословскому содержанию, просто определенная литературная форма Апокалипсиса отличается от привычных нам текстов посланий или даже Евангелия. Красота этой книги и интерес к ее изучению будут проявляться по мере того, как мы будем раскрывать символы и углубляться в содержание этой замечательной книги.

Таким образом, дорогие братья и сестры, мы с вами будем читать и апостольские послания, а также постараемся хотя бы немного проникнуть в суть книги Откровение Иоанна Богослова. Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать