Читаем Апостол. 9 июня. Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

9 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 1, ст. 1–12.

 

1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11. и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

(Деян. 1, 1– 12)

 

Дорогие братья и сестры, мы снова прочитали самое начало книги Деяний святых апостолов. Сегодня мы читали с 1-го по 12-й стих 1-й главы, а на праздник Святой Пасхи читали стихи 1–8. Мы читаем этот отрывок сегодня потому, что наступил большой праздник: на 40-й день после Пасхи празднуется Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. С этим прекрасным светлым праздником, дорогие братья и сестры, всех вас и поздравляю!

Как вы понимаете, сегодняшний отрывок читается именно потому, что в нем повествуется о событии Вознесения. Первые восемь стихов мы с вами уже обсуждали, в них как раз описывается то, что происходило в период от воскресения до вознесения Христа. Надо сказать, что вообще Евангелия немного говорят нам о том, что происходило с Иисусом и Его учениками после Его воскресения. Евангелие от Матфея говорит об этом совсем мало, от Марка – тоже немного, от Луки – побольше и от Иоанна – еще побольше. Но подробного описания нет, в Евангелиях даже не говорится, сколько именно времени Иисус пребывал с учениками до Своего вознесения. Скажем, в Евангелиях от Марка и от Луки Вознесение описывается, но не сказано, через какой срок после Воскресения это произошло. Период в сорок дней указан как раз в книге Деяний, в 3-м стихе 1-й главы: которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

Сорок дней Иисус был с учениками, при том что Он уже был Иисусом Воскресшим, Господом, воскресшим в новом теле. Как мы говорим, воскресение предполагает, что человек не возвращается в старое физическое тело, а обретает новое духовное и потом в этом духовном теле наследует Царство Божие, потому что, как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам, «плоть и кровь Царства Божия не наследуют». Не может физическое тело войти в обители Небесного Царства Божия (не в смысле физического неба, а именно духовного). Поэтому и наше воскресение, как и Воскресение Христово, будет в новом духовном теле.

Пребывая с учениками в этом состоянии, Господь их учит не отлучаться от Иерусалима, то есть это уже посыл к празднику Троицы, Пятидесятницы, когда Дух Святой сойдет на апостолов. Иисус называет здесь это крещением Духом Святым, Который сойдет и укрепит, напомнит все, что говорил Иисус. Об этом Он и говорит в своей прощальной беседе. Надо сказать, что Иоанново крещение кто-то из апостолов принял, но в Евангелиях мы не видим, чтобы они принимали крещение во имя Иисуса Христа. Поэтому они крещены Духом Святым через схождение огненных языков, событие, вспоминаемое нами в праздник Пятидесятницы. В любом случае, это Один и Тот же Дух: Тот, Который человеку дается во время Таинства крещения во имя Христово, и Тот, Который в случае с апостолами сошел особым образом.

Дальше звучит вопрос от учеников: «Когда Ты восстановишь Царство Израиля?». То есть они еще не понимают, что крещение Духом Святым будет обновлением их внутреннего существа и неким внутренним стимулом, толчком, чтобы идти на проповедь и распространять Царство Божие, которое есть внутри человека. До того, как быть крещенными Духом Святым, апостолы все еще воспринимают Царство Божие как некую внешнюю реалию: как некое торжество Израиля, как государство. Но здесь Иисус еще не объясняет, что они неправильно мыслят, Он просто говорит: «Не вам дано знать времена и сроки, которые Отец определит. Главное, ждите Духа; Дух сойдет на вас – и вы будете свидетелями Мне в Иерусалиме, Самарии и даже до края земли ». Книга Деяний как раз и описывает, как это все происходило; и мы с вами уже достаточно далеко продвинулись по ней.

С 9-го стиха начинается та часть отрывка, которая не читалась на праздник Святой Пасхи. Собственно, эти стихи являются достоянием именно сегодняшнего апостольского чтения. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Облако – общебиблейский символ присутствия Божия. Христос, находясь после воскресения в новом духовном теле, поднимается с земли и там в присутствии Божьем скрывается в облаке, оставляя Своих учеников. Ученики, конечно, с печалью смотрят на то, как Господь отходит от них.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Здесь дается некое обетование того, как будет выглядеть Второе Пришествие Христово. Все христианское богословие учит о том, что если Первое Пришествие Христово было в смиренном виде человеческого ребенка (Христос родился так же, как мы, к тому же в не очень комфортных условиях, прожил эту жизнь, претерпел все ее невзгоды и в конце концов мучения, смерть, погребение), то Второе Его пришествие обычно называется Славным и Страшным. Господь придет в Своей славе, как и вознесся во славе; в тропаре этого праздника поется: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш». Христиане ждут этого момента, мы помним это даже из наших комментариев к книге Апокалипсис, из того, что писал в своих посланиях апостол Павел. Этот час не является нежелательным для христианина, наоборот, христиане стремятся к нему, ведь тогда наступит исполнение Царства Божия – полная реализация замысла Божия о мире. Мир ветхий разрушится и будет «новое небо и новая земля», какие видел Иоанн Богослов. Правда, об этом написано во второй части книги Апокалипсис, а мы с вами успели прочитать только половину, но тот, кто читал книгу полностью, конечно, помнит эти слова. Так что для христиан это событие радостное.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать