Читаем Апостол. 9 июля. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем

9 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 3, ст. 28–4, ст. 3.

 

28. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

30. потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

1. Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2. Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

(Рим. 3, 28–4,3)

 

Сегодня, дорогие братья и сестры, как это бывает по субботам и воскресеньям, мы возвращаемся к более раннему отрывку. Церковный календарь устроен так, что по будням мы читаем отрывки друг за другом (и то иногда с перерывом), а в выходные дни возвращаемся обратно и читаем те отрывки, которые не были нами прочитаны. Если это и сбивает нас, то лишь отчасти, потому что каждый отрывок мы пытаемся понять в определенном контексте.

Послание к Римлянам до 5-й главы апостол Павел посвящает тому, что закон есть то, через что познается грех и не является фактором спасения. Он уделяет этому много внимания, приводит много примеров, потому что этот тезис был очень смутительным и даже возмутительным и тогда, и даже сейчас. Если мы задумаемся, то и сейчас многие люди в Церкви полагаются на закон, все равно мыслят, что спасаются через выполнение каких-то дел. Если раньше это было обрезание, соблюдение субботы, что-то еще, то сейчас человек может выполнять какую-то церковную дисциплину, полагая, что это может быть вменено ему Богом в заслугу. Например, он исполняет молитвенное правило, постится, делает какие-то специальные добрые дела, засчитывая их в качестве заслуг, и думает, что он оправдается перед Богом делами закона, но уже христианского (как он его понимает). Все равно речь идет о том же самом: человек пытается заработать свое спасение, пытается спастись, исполняя закон и забывая о важнейшем принципе, который сформулировал Павел, – спасение происходит по вере, по благодати.

Здесь мы в очередной раз читаем:

28. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

Из этого следует, что единство со Христом должно быть не формальное и не теоретическое. Очень важно понимать, что Он не просто заповедал нам поклоняться Ему, называть себя христианами, носить крест, иметь иконы, участвовать в таинствах, но хотел, чтобы все мы шли Его путем, действительно были Его учениками. Поэтому получается, что всякий человек, имеющий доверие к Богу, послушание, подобное тому, какое имел Сам Спаситель, через наше внутреннее сопричастие Иисусу Христу, через полное доверие Богу, принятие своего призвания, своего жизненного креста, может говорить, что он на самом деле является учеником Иисуса Христа.

Очень важным является, по словам Павла, что не ритуалы, не практика как таковая являются преимуществом, а то, к чему они приводят человека. Бог есть не только Бог иудеев, но и Бог язычников, то есть Он над каждым человек и открыт всякому. Важно, чтобы в ответ человек раскрыл свое сердце и пронес свой жизненный крест достойно. Независимо от дел закона оправдывается человек – еще и еще раз прозвучала эта мысль.

30. потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Тоже интересная мысль. Павел постоянно говорит, что спасение не по закону, а через веру, через доверие Иисусу Христу, по благодати – и у воображаемого собеседника возникает вопрос: Что же мы уничтожаем закон верою? Закон не нужен, и в нем нет никакого смысла? И Павел отвечает: Ни в коем случае, мы, наоборот, утверждаем его. Закон внешний, потому и бессилен и не может помочь человеку спастись, что он только мертвая буква, просто кодекс, теория, написанная на бумаге. А человек – живой, да он плотской, немощный, но живой, поэтому правила, записанные на бумаге и возведенные в ранг закона, не могут помочь ему вступить в живые, личные отношения с Богом. Они могут указать человеку на грех, спровоцировать на него, наказать, если законы не очень разумные, могут ввести человека в раздражение, затруднение, но в любом случае это буква, поэтому и получается, что в этом отношении закон бессилен.

Как мы читали в одном из отрывков: закон, обессиленный плотью, был бессилен спасти человека, поэтому Бог посылает Сына Своего в лице Иисуса Христа. Но при этом закон не уничтожается. То, что в нем записано – если это закон здравый, идущий от Бога – все его заповеди святы, праведны и добры (как говорится в 7-й главе). Другое дело, что они бессильны помочь человеку, как просто написанное на бумаге правило. А когда человек верит Христу, соединяется с Ним, идет путем Христа, наполняется Его любовью, живет в Духе, через это он естественным образом соблюдает все, что написано в законе. Любящий человек не будет делать ближнему зла, об этом мы прочитаем в 13-й главе Послания к Римлянам, это будет как некий итог того, что хочет сказать апостол Павел: человек в любви, во Христе естественным образом будет делать то, что написано в законе. Конечно, если, повторю, закон не абсурден и не противоречит любви и Божественной воле. Если же он намеренно написан, чтобы человеку не было хорошо, чтобы не приносить в жизнь благо, справедливость и истину, а, чтобы, скажем, наоборот, делать человека хуже, деструктивным. Мы должны понимать, что такое бывает: царство кесаря есть царство кесаря. Если же закон благ, добр и праведен, то он будет только утверждаться через веру, ибо человек во Христе всегда выполнит принципы доброго, праведного закона.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать