Читаем Апостол. 9 февраля. И язык – огонь, прикраса неправды

9 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 3, ст. 1–10.

 

1. Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

2. ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5. так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6. И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8. а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

(Иак. 3, 1–10)

 

Братья и сестры, этот отрывок мы тоже уже читали и комментировали. Тема, которая здесь затрагивается, достаточно широка и глубока, и мы можем еще посвятить ей время, остановившись на других аспектах.

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению . Это очень важный стих, братья и сестры. Людям иногда хочется быть учителями, это и в светской жизни бывает, и в Церкви. Причем часто в Церкви человек вдруг очень быстро обнаруживает в себе желание быть учителем. Это может быть и молодой человек, только что окончивший семинарию; может быть человек, уже проживший жизнь, даже светскую, но ставший священником; может быть мирянин, который без году неделя в Церкви, но прочитал несколько не очень толстых книжек и «готов» быть учителем. Тем не менее в нашей Церкви, слава Богу, есть достаточное количество авторитетных, опытных, фундаментально образованных людей, которые достаточно компетентны в области Священного Писания, чтобы учить нас всех тому, что написано в тексте слова Божия, Нового Завета. Всем остальным, кто хочет быть учителем, но пока, может быть, недостаточно готов, стоит услышать эти слова апостола Иакова. Лучше пока побыть хорошим учеником, нежели не очень хорошим учителем. Со временем может случиться, что человек возрастет и сможет чему-то научить менее просвещенного.

Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды . Здесь апостол Иаков рассуждает о том, сколько вреда бывает от языка, от слов ненужных, иногда клеветнических, скверных, хульных. Когда мы в прошлый раз читали этот отрывок, то много говорили об этом. Так получается, что в силу своего грехопадения, своей греховной природы человек может обращать дар слова на то, чтобы не созидать, а разрушать. Если творческое слово Божие созидает, из небытия в бытие призывает все сущее, то человеческий язык очень часто деструктивен. Человек с помощью языка может, например, сам пребывать во лжи и лгать остальным. Как говорил великий Иван Петрович Павлов, у животных одна сигнальная система: что есть – то есть; если есть порыв, инстинкт – он проявляется. Вторая сигнальная система, которая как раз есть у нас – вербальная, система слов, законов, запретов, императивов, она может ограждать человека от каких-то поступков, направлять его в нужное русло. Но с другой стороны, именно благодаря этому человек может солгать: у него внутри происходит одно, а он говорит совсем другое. Увидеть это невозможно; только если человек прозорлив, проницателен, он может уличить другого человека во лжи, увидеть его истинную суть. Но в основном увидеть это невозможно, и получается, что очень многое в нашей современной информационной цивилизации построено на лжи, обмане, лукавстве, которые преподносятся людьми друг другу именно с помощью слов.

Возьмем ту же рекламную индустрию, в которой постоянно говорится, что одно лучше, чем другое, постоянно восхваляется какой-то товар по сравнению с другим. То же самое происходит, когда мы приходим что-то покупать: нам рассказывают, что товар такой прекрасный. Иногда это соответствует правде, но все-таки реклама недаром называется двигателем торговли, и во многом она построена на том, чтобы рассказать не то, что есть на самом деле. Когда человек втягивается в цивилизацию рекламы, он начинает и самого себя, и свои отношения с людьми тоже мыслить в контексте рекламной индустрии. Важно не в самом деле быть человеком достойным, порядочным, цельным, добрым, а правильно себя показать, подать и, если уж совсем грубо, «продать». Даже отношения между, казалось бы, самыми близкими людьми и теми, кто хочет стать ими друг другу – между мужчиной и женщиной, женихом и невестой – очень часто строятся именно на том, что каждый пытается себя показать, продемонстрировать как можно лучше. Конечно, можно сказать, что так было во все времена: когда сватали людей, всегда пытались показать их лучшие стороны. Но все-таки это было не в таком виде, как сейчас, когда человеку прививается ощущение, что не так уж важно заглядывать во внутренний мир человека, как важно то, что на поверхности, как он себя подает, что у него во внешности, какое у него приданое. Хотя приданое было и в прежние времена, но все-таки такого доминирования рекламного мышления, наверное, не было. Мало что меняется в этом мире, прав был Соломон, и нет ничего совсем нового под солнцем, но что-то в этом мире все-таки немного видоизменяется. С таким доминированием рекламы, слов, подчас пустых, за которыми ничего не стоит, в глобальном масштабе мы сталкиваемся, наверное, впервые.

Здесь наставление апостола Иакова крайне актуально. Не надо стараться казаться друг другу лучше, красивее, достойнее – нужно такими быть. Есть такая философская дилемма – казаться или быть? Не надо казаться. Реклама учит нас именно казаться, обманывать друг друга в конце концов. С точки зрения христианства, нужно всегда стараться быть. В каждом человеке есть потенциал, образ и подобие Божие. Но когда человека учат основывать свою жизнь не на этом глубинном потенциале, не на внутреннем стержне, а полагаться на поверхностное, внешнее, громко звучащее или красиво выглядящее, тогда человек превращается просто в продукт рекламы. Мы уже говорили, что Виктор Пелевин (достаточно популярный в свое время и сейчас небезызвестный автор) даже написал книгу « Generation “П”» («Поколение “Пи”»), где рассказывает о проблеме рекламного мышления и мира, живущего по законам рекламы.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать