Читаем Апостол. 9 декабря. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные

9 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 4, ст. 9–22. 

 

9. Постарайся придти ко мне скоро.

10. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.

11. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.

12. Тихика я послал в Ефес.

13. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.

14. Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!

15. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

16. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!

17. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.

18. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

19. Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.

20. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.

21. Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.

22. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.

(2 Тим. 4, 9–22)

 

Это самое окончание Второго послания апостола Павла к Тимофею. Здесь Павел прощается, передает приветствия, рассказывает о своих пожеланиях, проблемах, упоминает многих своих сотрудников и недоброжелателей.

Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Здесь мы видим некоторые имена сотрудников апостола Павла. Димас его оставил, возлюбив нынешний век. По мнению толкователей, он мог сделать это по каким-то своим личным причинам, возможно, связанным с финансовыми делами, предприятием, торговлей. Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Лука уже был упомянут в Послании к Колоссянам. Это, по всей видимости, евангелист Лука, который был с апостолом Павлом во многих его обстоятельствах.

Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Апостол Павел выражает свои пожелания и рассказывает, кто куда ушел, кого куда он послал сам.

Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Интересный момент, во-первых, мы видим, что здесь слово фелонь в мужском роде, а во-вторых, читая этот текст, понимаем, как важно знать контекст, словоупотребление того или иного слова в конкретную эпоху. Если бы этот текст впервые читали нецерковные люди, то для них слово фелонь было бы непонятно. Если бы они захотели, то могли бы прочитать толкование, попытались бы найти перевод этого греческого слова, но, скорее всего, таких людей мало. Если текст будут читать церковные люди, более-менее знакомые с церковной терминологией, они решат, что речь идет о части священнического облачения. Тот, кто регулярно посещает церковь, знает, что священник надевает на себя несколько одеяний, как правило, торжественных, разных цветов в соответствии с праздником. Фелонь – это самое верхнее облачение в виде плаща, иногда его называют ризой. Фелонь так и переводится – «верхний плащ». Но здесь апостол Павел, скорее всего, просит принести ему не элемент облачения, потому что в то время еще не окончательно сформировалась традиция того облачения, которое мы имеем сейчас: поручни, епитрахиль (которая надевается на шею священника), пояс (хотя и он мог надеваться исключительно с практическими целями). Здесь, скорее всего, речь идет просто об элементе одежды – верхней накидке, плаще. Надо отметить: если в ранние века христианства что-то надевалось даже во время службы, но с практической целью (пояс или другие элементы одеяния), то впоследствии практическая цель отпала, а элемент одеяния остался в сакральном значении. Например, если посмотреть молитвы, которые священник прочитывает перед облачением, мы увидим, что каждое одеяние что-то символизирует. Фелонь символизирует красоту священства, в фелонь облекаются, как в правду. А в те времена фелонью, скорее всего, называли простой дорожный плащ – настолько сильно поменялось словоупотребление!

Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. Медник, или по-славянски «ковач», – тот, кто занимается ковкой, кузнец. Наверное, когда-то каждый из нас интересовался тем, какая фамилия самая распространенная в мире. Обычно у нас на слуху фамилии, происходящие от самых известных имен: Иванов, Петров. Но статистика утверждает, что самой распространенной фамилией в мире является фамилия Кузнецов, которая соответственно имеет в разных языках мира разное звучание: Ковач – украинский и сербский вариант фамилии Кузнецов, Смит – английский, Шмидт – немецкий и так далее. В древности эта профессия была крайне распространенной, ни один населенный пункт не обходился без кузнеца. Здесь слово переведено как медник, но в любом случае это человек, который имеет дело с ковкой металла.

В книге Деяний описана ситуация, с которой был связан Александр ковач или медник: некий Димитрий восстал против апостола Павла за то, что он проповедовал Христа и тем самым лишал Димитрия прибыли от изготовления языческих изделий, статуэток. Возможно, среди них были и металлические, поэтому Александр медник тоже был заинтересован в том, чтобы прибыль не падала и люди продолжали верить в языческих божеств. Таким образом, он был противником апостола, об этом и вспоминает Павел: много сделал мне зла.

При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. Львиные челюсти – видимо, метафора: апостол Павел, будучи римским гражданином, заключенным под стражу в Риме, скорее всего, не мог быть брошен на съедение диким зверям. Римских граждан подвергали суду. Кроме того, римского гражданина не могли повесить, распять, как, например, поступили с Христом и двумя разбойниками: такая казнь была недостойна римского гражданина. Их просто обезглавливали, что и случилось с апостолом Павлом. Апостол Петр не имел римского гражданства, и его распяли, как мы помним, по просьбе самого Петра вниз головой.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать