Читаем Апостол. 9 августа. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы

9 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 10, ст. 5–12.

 

5. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

7. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

8. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

9. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

10. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

11. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

(1 Кор. 10, 5 – 12)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем знакомиться с Первым посланием апостола Павла к Коринфянам. Вчера мы закончили на 9-й главе. Некоторое количество текста мы пропустили, потому что этот текст будет прочитан в другое время; точнее мы с вами его уже читали в крещенский Сочельник, в навечерие праздника Богоявления. Мы сразу перенеслись в 10-ю главу, правда, не с начала. Первые четыре стиха тоже читаются на праздник Крещения, а именно во время великого освящения воды в Сочельник и сам день Крещения (это два одинаковых чина).

В этих первых четырех стихах и в последующем тексте, который мы сегодня прочитали (они между собой логически связаны), апостол Павел дает нам пример типологического (от слова tipos, что значит «образ, образец»), то есть прообразовательного толкования. Мы уже говорили о том, что существует понятие прообразов, и больше всего мы говорили об этом, когда читали Послание апостола Павла к Евреям. Помните, там было огромное количество прообразов: некие персонажи, ситуации, обстоятельства, в основном из Ветхого Завета, которые имеют параллели уже в новозаветное время. То, что было в Ветхом Завете, называется прообразом для того, что происходит в Новом Завете. Прочитаем первые четыре стиха 10-й главы, чтобы лучше понимать сегодняшний отрывок:

1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;

2. и все крестились в Моисея в облаке и в море;

3. и все ели одну и ту же духовную пищу;

4. и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

(1 Кор. 10, 1 – 4)

Вот первый момент типологического толкования: апостол Павел вспоминает историю отцов, тех предков, которые шли вместе с Моисеем во время исхода из земли Египетской в землю обетованную. Когда они проходили сквозь море, то это было прообразом Крещения, по словам апостола Павла. Многие толкователи тоже понимали так события, связанные с водой и переходом моря: прошли и остались невредимыми, как и во время Крещения; произошла смерть ветхого человека и рождение нового.

И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. То есть Христос как Сын Божий, как вторая ипостась присутствовал уже и в Ветхом Завете, а в Новом Завете Христос явил Себя как Богочеловек, и исполнилось все то, что в Ветхом Завете было лишь прообразовательно.

В чем же смысл этих прообразовательных толкований? В том, что как тогда Бог определенным образом проявил Себя по отношению к людям, так и сейчас Он может Себя проявить. 5-й стих дает объяснение первым четырем:

5. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Человек был прообразовательно крещен, перейдя через море во время исхода из Египта, потреблял духовную пищу и питие (имеются в виду, в первую очередь, манна небесная, которую Бог дал людям в пищу, и вода, которая потекла из скалы). Все это чудесным образом было дано непосредственно Богом Своему народу, все ели эту манну, пили эту воду, но не все соединились с Богом настолько, чтобы довериться Ему полностью и не роптать, не быть похотливыми на злое. Многие были поражены в пустыне. Если мы помним, все люди, которые вышли из Египта, прошли через море, вкушали манну, пили воду из скалы, остались в пустыне. Бог так устроил: евреи скитались по пустыне столько времени, чтобы старое поколение евреев, которые привыкли к рабству египетскому, умерли бы и их кости были бы оставлены в пустыне. Даже сам Моисей в землю обетованную не вошел. Как раз об этом здесь идет речь: «Будьте аккуратны! – говорит апостол Павел, вновь отрезвляя коринфян, – Вы говорите о духовных дарах, о знании, о том, что вы уже чуть ли не вошли в Царство (помните, мы чуть раньше мы читали отрывок), что вы уже воцарились без нас, вознеслись без нас. О, если бы это действительно было так, то мы бы тогда вместе с вами царствовали, но, к сожалению, это не так». Здесь тоже момент отрезвления. Павел говорит: «Да, вы крестились, вы преломляете хлеб, участвуете в Евхаристии, вкушаете духовную пищу и духовное питие, имеете дары. Но имейте в виду, что как тогда многие из тех, кто прошел через это, не смогли удержать этот дар, так и сейчас, если будете так же поступать, то немногие из вас смогут дойти до земли обетованной, до Царства Божия».

Дальше еще несколько примеров тоже из Ветхого Завета. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Здесь имеется в виду 32-я глава книги Исход. Мы помним, как часто люди отступали от истинного Бога. Когда Моисей был позван Богом на гору Синай для того, чтобы дать синайское законодательство, заповеди, народ, пока ждал Моисея, сотворил тельца и впал в идолопоклонство. Такое было нередко, как и ропот людской, отступления людей.

Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Это 25-я глава книги Чисел. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Это 21-я глава книги Чисел. Видите, здесь написано искушать Христа: вроде бы Христа не было в Ветхом Завете видимым образом, но прообразовательно Христос там был, и в конечном итоге спасение шло от Христа, как здесь написано: пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Так же и искушали они Христа, и получали от Него некоторое наказание; они не видели Его, тем не менее, духовно Христос присутствовал.

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (14-я глава книги Чисел). Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вот в чем смысл всех этих напоминаний, прообразовательных толкований: коринфянам нужно быть очень внимательными и, конечно, всем нам, христианам. Если мы думаем, что мы твердо стоим, то нужно внимательно смотреть, как бы нам не упасть.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать