Читаем Апостол. 8 января. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь

8 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 2, ст. 11–18.

 

11. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:

12. возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,

15. и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

(Евр. 2, 11–18)

 

Очень важный отрывок, который читается во второй день Рождества Христова, праздника, который, как и все большие христианские праздники, продолжается несколько дней. В церковном календаре сегодняшний день называется Собор Пресвятой Богородицы. Данный отрывок также всегда читается на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и во время малого освящения воды. Поэтому он достаточно знаком людям, регулярно посещающим богослужения, в частности бывающим на малом водосвятии, которое периодически совершается в храме. Когда заканчивается святая вода и освящают новую, то обязательно читается этот апостольский отрывок.

По большому счету речь здесь также идет о смысле Боговоплощения. Праздник Рождества Христова продолжается: за день до него мы размышляли о Сыне Божием, Его отношении с Отцом Небесным, читая самое начало Послания к Евреям. Вчера, в сам день праздника, читая отрывок из Послания к Галатам мы размышляли о том, что во Христе Иисусе мы уже не рабы Божии, но дети, так как приняли усыновление. И сегодня мы читаем отрывок о том, как Христос спас нас, как проложил дорогу нашего спасения, став одним из нас.

Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями. Речь идет о том, что если во Христе Иисусе мы тоже дети Божии, значит Господь не стыдится называть нас братьями, потому что все от Единого. Бог Отец – источник жизни, источник всего, потому что для Иисуса Христа как Сына Единородного Он тоже является источником бытия. Существует понятие, что в Троице Отец является причиной и началом сущности, так называемая «монархия Отца». Поэтому и Сын, и Святой Дух берут свою природу от Отца: Сын рождается, а Дух исходит от Отца.

Так как все люди творятся, соответственно, они тоже происходят от Отца Небесного, только в другом качестве: если Сын рождается, то человек творится по образу и подобию Божию. Но все-таки и Господь, и мы, люди, как образ и подобие Божие, – все происходим от Единого Отца Небесного. Поэтому Сын Божий, Господь не стыдится называть нас братьями: Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

Дальше апостол Павел говорит о том, как Господь, Сын Божий уничижил Себя ради того, чтобы стать одним из нас: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Мы люди, образ и подобие Божие, причастны плоти и крови, т.е. мы живые биологические существа, имеем свои скорби, страдания, немощи, немалое количество болезней (хотя медицины и шагнула вперед, многие болезни, как говорят, «помолодели», те же самые инсульты). Мы из плоти и крови и мы немощны, и чтобы спасти нас, перевести через смерть, через Пасху, т.е. сделать способными и достойными воспринять жизнь вечную и Царство Божие, Бог и становится человеком, воспринимает «оное», т.е. плоть и кровь. Чтобы избавить нас, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству, т.е. избавить рабства смерти, греху и рабства игу закона.

Данный отрывок все еще идет в контексте некоторой полемики, связанной с тем, как мы почитаем ангелов и как почитаем Сына Божия, а также как почитаем человека. Напомню: получается, что ангелы были сотворены раньше, чем люди, но тем не менее случилось так, что Сын Божий воплотился именно в человеческом мире. Несмотря на то, что человек пал, Божие милосердие к нему не оскудело. И в конце концов, благодаря Боговоплощению, человек может взойти на высшие ступени – он может стать обоженным, сыном Бога по благодати. Во Христе Иисусе мы все уже получаем это усыновление, но как бы имеем его потенциально. Наша задача – пройдя определенный путь, стать реализованным сыном Божиим, достигнуть реализации именно в качестве чада Божиего. Поэтому речь идет о том, что, хотя ангелы и сотворены ранее, и являются на данном этапе более духовными существами, тем не менее человек призван к большему. Поэтому получается, что Иисус Христос, Сын Божий тоже Бог и потому, несомненно, выше ангелов. Ангелы – это служители, слуги Божии, о чем мы с вами размышляли недавно, на праздник святого Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.

Человек, несмотря на свое падшее состояние, на то, что «немало был умален от ангелов», т.е. умален на какое-то время, в потенциале призван превзойти те сферы, где обитают ангелы. Вот такое великое призвание у человека. Об этом как раз говорится начиная с 16–го стиха: Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово, то есть Сын Божий воплощается не среди ангелов, а среди людей.

Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. То есть Он должен был во всем уподобиться нам, и мы знаем, что Христос действительно был подобен нам во всем, кроме греха: Его сознание, ум и сердце были чистыми. Так как для чистого все чисто, соответственно во Христе не было никакого понятия греха, но во всем остальном Он был подобен нам. Мы помним, что Спаситель испытывал страдания, скорби, какие-то человеческие эмоции, поэтому его Боговоплощение было полноценным. Недаром Святая Церковь в результате Вселенских Соборов и работы богословской мысли учит, что Иисус Христос есть полноценный Бог и полноценный человек.

Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. Важнейшая богословская мысль о том, что если Иисус Христос побывал в образе человека, то познал, как скорбно и трудно бывает человеку в некоторых ситуациях. Да, человек – падший, человек – неверный Богу, немощный и ограниченный. Но вместо того, чтобы судить этого ограниченного, падшего человека, Христос пришел помочь ему спастись. Мы помним слова из Евангелия, где Господь говорит: «Я пришел не судить мир, Я пришел спасти мир». Здесь у апостола Павла по большому счету звучит та же самая мысль: поскольку Сам Христос был искушен, потому Он может помочь и искушаемым, т.е. всем нам, людям, которые во Христе Иисусе хотят идти по пути обожения, по пути стяжания Духа Святого, и именно в этом и состоял великий духовно-революционный, всё перевернувший смысл пришествия в мир Сына Божия. Конечно нам, христианам, нужно помнить об этом, мы должны иметь четкое церковное самосознание, что благодаря Христу мы с вами имеем великую перспективу, великую свободу и, конечно, великую ответственность.

И напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать